Руководители предприятий малого и среднего бизнеса Ульяновска, привлеченные областными властями к устранению последствий взрывов в 31-м арсенале ВМФ в ноябре прошлого года, похоже, оказались сегодня в ситуации, для которой в разговорном русском языке есть только одно название – «кидалово».

Это слово, перекочевавшее в обиходный язык из жаргона мошенников, не требует расшифровки и понятно в нашей стране даже детям. А то, что этим словом называется, появляется и проявляется в России в самых разных ипостасях и сферах – от кредитно-банковской до бытовой. Потому-то и появляются у нас то тут, то там всевозможные общества обманутых – дольщиков, пайщиков, вкладчиков, соинвесторов – и далее до бесконечности. В роли кидал, обычно, выступают банки, строительные фирмы, всяческие фонды и прочие коммерческие структуры. В нашем же случае эту неприглядную роль взяло на себя, как это ни горько констатировать, само государство…

«Общество обманутых подрядчиков»

Они собираются почти каждую неделю – руководители и совладельцы ульяновских предприятий малого и среднего бизнеса, участвовавших в ликвидации последствий громыхнувших на всю Россию взрывов в 31-м арсенале ВМФ. Обсуждают нелегкое свое положение, ищут пути решения общей для всех их проблемы оплаты работ по ремонту пострадавших от взрывов зданий. И пишут коллективные письма во все инстанции – от администрации области до лидеров политических партий, министра обороны, премьер-министра и президента России. И ждут, и надеются, и все еще верят, что их голоса будут услышаны, а проблема найдет достойное решение. Но время идет, на письма и обращения власти области и страны никак не реагируют. И надежды тают, и вера потихоньку иссякает. А в душах людей уже рождается ропот. Он пока почти не слышен и прорывается наружу лишь в узком кругу. Но за каждым из этих руководителей стоят люди – более четырех сотен простых работников, которые сутками не покидали рабочих мест, когда было нужно спасать пострадавших от взрывов ульяновцев от надвигающихся зимних холодов, когда сама власть попросила их о помощи. Эти люди до сих пор не получили денег за свой поистине героический труд и готовы уже выйти на площадь. Потому, что за ними стоят их семьи. Вот тогда ропот выплеснется уже негодованием и гневом. Наверное, тогда их услышат…

…а пока…

“Мы, руководители ульяновских предприятий, оперативно откликнулись на просьбу замминистра обороны РФ Владимира Филиппова, руководства КЭУ ПУрВО и Ульяновской КЭЧ района – написали обманутые (в этом я, лично, не сомневаюсь ни на йоту Авт.) подрядчики в одном из своих коллективных обращений к властям предержащим – и под их устные гарантии, без подписания договоров, перевели своих работников с других объектов на восстановление жилого городка военной части” Если кто забыл, о чем идет речь, то напомним, что13 ноября 2009 года в результате взрыва на складах 31-го арсенала ВМФ в Ульяновске пострадала значительная часть жилых домов военного городка. Было полностью уничтожено 80 процентов оконного остекления, сорвано около 60 процентов кровли, выбиты двери подъездов. По оценке экспертов, ряд многоквартирных домов должны быть признаны аварийными. Пострадали, конечно, и многие дома даже далеко за пределами городка, но здесь, в непосредственной близости от эпицентра взрывов, разрушения были самыми большими. Предприниматели рассказывают, что они материалы для ремонта приобретали за свой счет, работа велась в несколько смен. На восстановлении военного городка работало порядка 20-и частных ульяновских компаний. Стоимость выполненных работ только по договорам превышает 43 миллиона рублей. Но целый ряд фирм работали, что называется, на честном слове, полагаясь на то, что их не обманут, поэтому окончательную сумму назвать сегодня трудно. Однако некоторые участники ноябрьской эпопеи говорят, что она превышает 200 миллионов рублей.

Пока предприниматели действуют осторожно. И претензии в своих письмах предъявляют к тем, с кем заключали, или должны были заключить договоры на производство работ. Генподрядчиками выступали близкие к Минобороны структуры, базирующиеся вовсе не в Ульяновске, а в Самаре и в Москве. Причем, как теперь известно, самарская фирма-генподрядчик находится в процедуре банкротства и по этой причине неплатежеспособна. Они просят власть повлиять на ситуацию, вмешаться, взять на себя решение проблемы, цена которой для государства вовсе не велика. Ульяновские же власти в этой ситуации как бы не при делах…

«Ты помнишь, как все начиналось…»

Хотя, если разобраться, то требовать оплаты выполненных ими работ по ликвидации последствий взрывов, предприниматели должны как раз с областной ульяновской власти. А если говорить конкретно, то с губернатора Морозова. Ведь это она, областная власть в лице вице-премьера облправительства Владимира Козина в срочном порядке собрала предпринимателей вечером 14 ноября в здании на площади Ленина. И господин Козин просил предпринимателей проявить участие, проникнуться постигшей город бедой и срочно включиться в восстановительные работы. Он же от лица губернатора заверял собравшихся, что им за все заплатят (он же, говорят, назвал и фирмы, с которыми следует заключать договоры). Предприниматели проявили, прониклись, включились. В результате областная власть браво отчиталась за быстро устраненные последствия ЧП, записав на халяву в свой актив жирненький плюс. И, говоря словами Понтия Пилата, умыла руки, благополучно забыв и о взрывах, и об арсенале, и о людях…

Сегодня губернатор даже принять обманутых (им?) предпринимателей не хочет. По бумагам он как бы и ни пришей, ни пристегни. А если без бумаг, если по-человечески, по совести? Или такой подход для губернатора немыслим?

По-человечески господин Морозов должен бы лично встретиться с министром обороны, с премьер-министром. Найти пути решения проблемы и добиться этого решения. Потому, что проблема эта напрямую касается сотен людей для которых он – Морозов – является гарантом их прав.

“Когда наша помощь была нужна, были и обещания и гарантии. Сегодня нет ни того ни другого”,— написали предприниматели в своем обращении к премьеру Путину. Но ответа не получили и от него. Создается впечатление, что власть сама толкает их на площадь…

А ларчик открывается просто?

Вот такая, прямо скажем, некрасивая история. На ее фоне вовсе не удивительным кажется стремительное падение доверия к власти как в России, в целом, так и в нашем регионе, в частности. Наша власть слепа и глуха, когда что-то нужно не ей, а от нее. И описанная выше ситуация красноречиво это иллюстрирует.

Впрочем, некоторые из тех, кто, как говорится, в теме, считают, что все случившееся является результатом спешки и неразберихи, сопутствующей подобным «авральным» ситуациям. Другие (и автор относит себя к их числу) убеждены, что кидалово было запланированным. И фирма-банкрот была подставлена в качестве генподрядчика специально, чтобы спрятать концы в воду. Имели бы место ошибки и промахи, была бы власть искренне заинтересована в нормальном решении проблемы, то ее – проблемы этой – давно бы уж и след простыл, благо времени для ее решения было предостаточно. Но…

И последнее, о чем хочется сказать в этой связи. Работая над материалом, я поделился информацией с одной из своих знакомых по Живому журналу в Интернете, которая близко знакома с названной проблемой и вообще со всем, что происходило в Арсенале во время ЧП и после него. И вот, что мне «altina_avgusta» ответила:

«Ага! А кто кинул? Наши суки – военные. Деньги наши ульяновские вояки перед Новым годом получили мешками, без банков, без всего – как вороны падаль, делили – премии выписывали себе без преувеличений миллионные (точнее, от 40 тысяч до нескольких миллионов) – вот туда всё и ушло. Передрались все, такой ор стоял в бригаде, в Поливно, – а арсенальским девчонкам даже больничные оплачивать не хотели, предложили им писать заявление по собственному желанию, у тех и стаж по вредности терялся, и льготы все – девчонки отказались, их запугивать стали, угрожать. Я не выдержала и всем своим знакомым сказала, что чем такую армию держать, которая за копейку всё продаст, то действительно разогнать всю надо к чертовой матери. Работы никто оплачивать и не собирался, всё свалили на город – а город-то здесь при чем?»

Мне неизвестно, откуда у нее такая информация. Но если сказанное ей правда, то становится понятно, почему с ульяновскими предпринимателями никто не хочет рассчитываться, почему их не слышит власть – все уже давно оплачено и поделено. И обращаться обманутым подрядчикам остается только в прокуратуру. Или к Господу Богу…

Александр Семенов