Геннадий Иванович Красноперов, коллега, собрат по перу и страстный любитель природы, озвучил идею «Миллион цветов» и предложил руководству области сделать Ульяновск городом-садом. Губернатор Морозов идею одобрил. Дело за малым – реализовать ее. Сегодня Геннадий Иванович – гость редакции, и наша беседа – о том, как воплотить в жизнь это замечательное начинание.
– Итак, Геннадий Иванович, важное дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки, и процесс, как говорится, пошел: ваше начинание поддержали власти.
– Не все так просто. Пока однозначна только поддержка губернатора Сергея Ивановича Морозова, который 12 января 2010 года издал распоряжение «Об областной акции «Миллион цветов». Но нам вдвоем с миллионом не управиться. Я, к примеру, за весь сезон-2009, с апреля по ноябрь включительно, посадил только 80 тысяч саженцев. Необходимо вовлечение в работу каждого из трудоспособных жителей нашей области. Прежде всего рассчитываю на активность местных властей, – они должны повести за собой людей. Один из самых крупных цветников в областном центре был на территории Ленинского мемориала. Но там высадили всего лишь 10 тысяч растений. И все другие цветочные оазисы тоже не очень обширные. Более значительны другие площади – бывшие цветочные, а теперь заросшие бурьяном клумбы. В моем архиве – более двадцати фотографий таких заброшенных территорий. Снимал в июле, в центральной части Ульяновска. Хуже того, есть и явные противники акции «Миллион цветов». Рассчитывал на моих коллег-журналистов: думал – подхватят идею, растиражируют. Кто-то действительно стал в этом деле соратником. Но… вдруг слышу раздраженную реплику: «На миллион цветов деньги нашли, а на снегоуборочную технику их нет!».
– Вы сказали: необходимо участие в весенней посадке цветов каждого трудоспособного жителя города. Так ли это необходимо?
– Крайне необходимо. И я постараюсь доказать это. Начну с идиллии. Загородная дача… Лето…Травка… Голубое небо… Птички…Чудесные цветы… Но вот – возвращение в город. На улицах – грязь, мусор. В воздухе -пыль, выхлопные газы…Человек – часть природы. И он не может без нее. А природа гибнет в планетарных масштабах. И если раньше был лозунг «Любите природу!», то сейчас надо взять на вооружение другой: «Спасайте природу!».
Не так давно в Интернете промелькнула любопытная информация об одном из городов США. Был он замусоренным и вообще крайне неблагоустроенным. И, что хуже всего, бесцветочным. В городе царила необычная даже и для Америки преступность. Но вот провели там масштабные благоустроительные работы, в числе которых
– массовая посадка цветов, деревьев, декоративных кустарников. Один из результатов такой оздоровительной кампании – снижение уровня преступности на 20 процентов! Так давайте и мы сделаем то же самое. Возможности такие есть. Это, прежде всего, активное участие всех нас в посадке цветов.
– По нынешнему времени рядовому гражданину новоявленные собственники могут заявить: «Иди отсюда со своими саженцами! Это частная земля». Как быть в этом случае?
– Говорят и такое. Но того же частника тоже можно вовлечь (экономическими и воспитательными мерами) в заявленную акцию «Миллион цветов». А во-вторых, еще не вся городская земля в частной собственности. Те участки, которые прилегают к многоэтажным жилым домам, в коллективной собственности, и жители этих домов вправе решать, что и где сажать.
Остались некоторые скверы, парки, которые раньше, в советское время, дивили отдыхающих рассыпанной тут и там палитрой разных, но всегда прекрасных цветов. Так давайте хотя бы восстановим то прежнее великолепие! Подобные «экологические тропы», которые есть во дворе 38-го физико-математического лицея, прекрасно «впишутся» в любой другой из школьных дворов, а также на территориях детских садов, больниц, поликлиник. А если будет мало земли, то заберемся с саженцами цветов на крыши зданий. Это – идея главного эколога Ульяновска Андрея Владимировича Салтыкова. В Пекине, столице Китая, она уже давно претворяется в жизнь. Таким образом там оздоравливают воздух, насыщая его вырабатываемым растениями кислородом. И еще одна идея: массово высаживать висячие цветочные и декоративные растения (плетистые розы, декоративный виноград, плющ, хмель…). Этими растениями можно бы прикрыть унылые многокилометровые заборы, протянувшиеся от железнодорожного вокзала до центра города. И уже не безысходностью веяло бы от этих заборов на тысячи людей, проезжающих мимо, а очарованием яркой зелени, которая осенью будет пурпурной. А еще надо бы по-новому организовать посадку на улицах города деревьев и кустарников. Взамен ломких и порой опасных для жизни тополей сажать калину, рябину, жасмин (чубушник), сирень, ясень… Причем должен быть предварительный сход жителей той или иной улицы, на котором они определят любимое ими дерево или кустарник. И тогда у нас появятся улицы: калиновая, рябиновая, сиреневая, каштановая… У каждой улицы будет свой неповторимый облик.
– У вас какой-то особый взгляд на цветы, да и на людей тоже: как будто вы хотите улучшить не только территории их поселений, а и их самих…
– Так оно и есть. Цветы могут благоприятно повлиять на характер людей. Ведь что такое массовая посадка цветов? Это объединение людей. Вот я предлагаю на улице Нариманова, у памятника Нариманову, где в советское время было море цветов и где давно уже их нет, создать огромную клумбу «Венок Дружбы». В этой работе могли бы принять участие все национальные автономии, которые существуют в Ульяновске. Массовая посадка цветов – это и повод для оптимизма: кризис, а мы, устраняя его негативные последствия, еще и цветы сажаем!
– За окнами – весна. Вы в своем обширном цветнике уже что-то сажаете? И годится ли это для других мест?
– На территории моего цветника – подземная теплотрасса. В трубах – свищи, тепло из них вырывается наружу, греет почву, которая над теплотрассой. Здесь уже сейчас, в марте, высеваю семена зимостойких цветочных культур. Через несколько дней сюда же перемещу из других мест часть многолетников. То, что я делаю, годится не для всех. Для каждой территории свои особые посадки. Но есть и общее: взамен дорогостоящих однолетних цветов – высаживать преимущественно малозатратные многолетние цветы, которые живут, без пересева, по нескольку лет. В моем цветнике многолетники занимают уже больше 60 процентов всей площади. Однолетники – для «ремонта» клумб, чтобы создать эффект непрерывного цветения – с апреля до конца октября. Не для красного словца – цветник мой особый. С одобрения хозяина территории, директора ульяновского 38-го физико-математического лицея заслуженного учителя России Валерия Владимировича Полетаева, я создал на обширной территории своеобразный природный уголок – зону отдыха не только для школьников и учителей, но и для других жителей нашего микрорайона. Там можно «поздороваться за руку» с каждым цветком, познакомиться с более чем ста видами цветов, декоративных культур, деревьев и кустарников, побывать на «нектар-ных пастбищах», фотографируя собирающих нектар насекомых. Но ведь и тут есть у меня оппоненты, которые презрительно называют мой цветник «красно-перовской лужайкой» – дескать, никому не нужны мои васильки. Нужны! Для кого-то васильки – маленькая часть жизни. Как-то пришел в цветник пожилой мужчина с мальчишкой лет десяти. «Вот, – сказал, – привел внука, чтобы показать васильки. Раньше хотел сына познакомить с ними. Да не было тогда в городе васильков…». Мой цветник – своеобразная школа жизни. Здесь нет системы полива. И потому выживают только самые устойчивые к засухе растения. И я обязательно обращаю на это внимание многочисленных экскурсантов. Особенно школьников (а я провел в прошлом сезоне по «экологическим тропам» 20 классов). Было у меня одно место: на асфальте, зацепившись за тонкий слой наметенной ветром земли, выросли великолепные кусты календулы и бархатцев. «Вот, – говорил я ребятишкам, – растут, здоровыми и сильными, в таких неблагоприятных условиях. А почему? Да потому, что не принимают наркотики, не пьют водку и пиво, не едят чипсы и прочую гадость. А для чего они живут? Да для своих детей. Их дети – семена. Смотрите, какие они полноценные, эти семена. Вот бы и вам так же жить!».
– Многим известно о вашем «Зеленом манифесте», своеобразном плане переустройства городского цветочного хозяйства. С тех пор, как власти ознакомились с ним, что-то ваше переняли они?
– Если что-то и переняли, то только фразу «город-сад». До главного пока «не дошли». К примеру, до сих пор в Ульяновске нет должности главного садовника. А надо бы, кроме этой должности, еще и должности «садовник района», «садовник микрорайона». До сих пор теряется главное богатство из тех, что имеем. Это почва, которая высвобождается при сносе частных домов. Она создается десятилетиями, а теряется в один миг – стаскивается бульдозерами в котлован и заваливается камнем и бетоном. А надо бы, если мы настоящие хозяева, вывозить эту почву в специальные почвохранилища, а потом использовать при создании новых клумб и скверов. Не приняты пока и такие мои предложения: самые большие цветники цветоводов-любителей объявить питомниками для производства саженцев и семян, а тем, кто за ними ухаживает, установить хотя бы минимальную плату; освободить частично от квартплаты тех, кто выращивает цветы на придомовых участках; доплачивать дворникам за посадку цветов и уход за ними; уменьшить арендную плату за помещения тем организациям, предприятиям и учреждениям, около офисов которых будут лучшие в городе цветники… Надеюсь, что когда-то и это будет воспринято. В Ульяновске сейчас новая власть и, возможно, она ко многому переменит отношение, в том числе – и к городским цветам.
Беседовала Галина Антончик