В Ульяновском областном театре драмы имени И.А. Гончарова 21 марта давали премьеру спектакля по пьесе А. Островского и П. Невежина «Блажь».
Любопытна предыстория произведения. У начинающего драмтурга Невежина театры не принимали пьесу. Тогда он обратился к Островскому, и тот прошелся по ней рукой мастера. После этого пьеса стала востребованной. Правда, сейчас она ставится мало.
Но нечто интересное и современное разглядел в пьесе народный артист России, лауреат театральных премий, художественный руководитель и режиссер Ульяновского драмтеатра Юрий Копылов. Комедии он придал легкий привкус водевильности, раскручивая интригу под романсы конца ХIХ-начала ХХ веков, сдвинув к этому времени и действие из 70-х годов ХIХ века.
Последняя поздняя любовь, особенно если женщина не растратила своего природного потенциала, бывает до безумия страстной и самозабвенной. Так и случилось с героиней заслуженной артистки России Ирины Янко – помещицей Серафимой Давыдовной Сарытовой. Она простодушна до глупости и полностью доверилась молодому возлюбленному, управляющему родовым имением Степану Григорьевичу Баркалову (артист Денис Верягин). Дошла даже до того, что пишет его портрет, стыдливо прикрывая куском ткани мольберт от глаз посторонних. А тот парень не промах – проматывает втихаря, в свое удовольствие добро наивной женщины.
Если Ирина Янко играет «лебединую песнь» Сарытовой всерьез, с естественными страданиями и чувством вины, метаниями между долгом и чувством, то Денис Верягин откровенно иронизирует над своим героем. И ему есть где разгуляться. Образ получился гротескный, напоминающий нередко бесподобного Голохвостова Олега Борисова из фильма «За двумя зайцами». Обаятельный жиголо, мелкий душой и не упускающий ни одного шанса получить удовольствие от жизни. Вечный типаж, то тут, то там дающий о себе знать и в веке ХХI.
Блажь – так определяют увлечение Сарытовой ее близкие, им на равных правах принадлежит имение, которому грозит финансовый крах. Две младшие сестры и одновременно крестницы Серафимы Давыдовны – умница Ольга (артистка Юлия Ильина) и легкомысленная Настя (артистка Екатерина Поздышева) – придумавают разные способы, чтобы спасти и ее саму, и свое будущее приданое. Дуэт этих актрис органичен, очарователен молодыми эмоциями и набирающим силу мастерством.
В дело избавления от пагубной страсти бедной женщины активно включаются и другие родственники. Старичок-бодрячок в инвалидной коляске, непроизвольно ни к месту засыпающий, – богатый помещик Семен Гаврилович Бонды-рев (народный артист России Алексей Дуров) и его жена – бой-баба Прасковья Антоновна (народная артистка России Зоя Самсонова) сорвали аплодисменты публики. Произвел впечатление страстный танец этой парочки: он – в инвалидной коляске, она – рядом…
Впрочем, весь актерский состав оказался на высоте: и богатый молодой человек, несостоявшийся жених Ольги Лизгунов (артист Юрий Морозов), и сплетница, уездная сваха и комиссионер Гурьевна (народная артистка Клара Шадько), и ее воспитанник Митрофан (Максим Варламов). Даже маленькая роль – горничной Марьи (Любовь Юдина) – не остается в тени. Девушка откровенно развлекается, наблюдая за кипением страстей в хозяйской усадьбе, успевая между делом не упустить плотских удовольствий.
За событиями бесстрастно наблюдают парковые скульптуры с античных образцов (сценография лауреата Госпремии России Станислава Шавловского). Своим видом они как бы безмолво говорят: мол, было уже все это, и будет…
И действительно, ближе к финалу выясняется, что Настя не на шутку влюбляется в Митрофана – неровню себе по социальному положению и не слишком серьезного юношу. Опять блажь? А может, – любовь?