Студенты юридического факультета выступили инициаторами открытия форума, посвященного проблемам высшего образования, на сайте УлГУ. Студенческое и преподавательское сообщество получило возможность обсуждать волнующие их вопросы – от внутрифакультетских до общероссийских, а главное – донести свои мысли до руководства университета. О проекте «Вестник» побеседовал с ректором УлГУ профессором Борисом Костишко.

— Борис Михайлович, один из вопросов форума — реформа высшей школы. На ваш взгляд, преобразования — дань моде на инновации или назревшая необходимость?

— Реформирование системы высшего образования, по сути, идет постоянно. Не помню года, когда бы этот процесс не наблюдался. Значит, он продиктован временем.

— Насколько при этом учитывается позиция вузов по тому или иному вопросу? К мнению руководителей учебных заведений «наверху» прислушиваются?

— Наша точка зрения, конечно, обсуждается, но не думаю, что особо берется в расчет. Если «наверху» готовят реформу, обговаривать ее с университетским сообществом нецелесообразно, раз мы ведем речь о радикальных переменах, а не об эволюционном процессе. Все школьное и вузовское сообщество было против введения единого госэкзамена, но единственное, чего удалось добиться, – чтобы система разработки стандартов была открыта и постоянно подгонялась под существующую действительность. Представьте, что кафедрой руководил заслуженный и уважаемый, но, к сожалению, пожилой человек, и его подразделение со временем перестало развиваться. Захочет ли коллектив кафедры получить в заведующие молодого энергичного руководителя? Вряд ли, потому что люди привыкли жить по сформированным законам, а перемены – это стресс. Система стремится к гомеостазу, она хочет оставаться в том положении, в каком существует. И любое реформирование вызовет сопротивление со стороны системы.

Конечно, некоторые традиции высшей школы хотелось бы сохранить. Высшее образование в СССР не имело на выходе ни одного стандарта, но был стандарт внутри – единые учебники, образовательные программы. Та система отрабатывалась годами, десятилетиями. Сейчас учебники постоянно меняются, программы не согласуются, человек, переходя из одной школы в другую, становится двоечником. Во втором и третьем классе изучают степени, а выпускники не знают сложение дробей.

— Любая реформа ставит целью результат. Какого результата ждет вузовское сообщество?

— Конечно, повышения качества образования. Почему сокращается число вузов? Когда советская система перестала существовать, произошел неконтролируемый и ничем не оправданный рост числа университетов, их филиалов и представительств. Система высшего образования «разбухла» и стала неэффективной, очень затратной и совершенно бесполезной с точки зрения подготовки специалистов. Конечно, можно говорить, что высшая школа — это социальная стабильность, возможность воспитывать молодежь. Но главная ее цель – подготовка кадров. А какие специалисты могут получиться, если преподавание ведется в подвалах?! Естественно, сокращение болезненно, и прежде всего страдают студенты вузов, попавших под сокращение. Мы, госвузы, готовы их взять. Но в большинстве случаев у таких ребят слабая подготовка, а классический университет дорожит своей репутацией и уровнем образования.

— Могут ли перемены ударить по УлГУ, чего стоит опасаться?

— Среди ульяновских вузов наш наиболее крепко стоит на ногах. По срезу этого года по основным рейтинговым показателям мы в два раза опережаем технический университет, педагогический – более чем в двадцать раз. Поэтому, скорее всего, болезненных преобразований не будет, будет движение вперед. В наших планах — присоединение к УлГУ автомеханического техникума. Это процесс длительный и непростой. Мы участвуем в конкурсе национальных исследовательских университетов и даже, если не победим, надеемся пройти в следующий этап, потому что реализация этого проекта будет продолжаться. Стоит отметить, что подобная соревновательная система дисциплинирует, заставляет работать лучше. На это направлены все реформы, в том числе и, например, новая система оплаты труда. Хорошо зарабатывает тот, кто хорошо трудится.

— На форуме студенты затрагивают проблемы трудоустройства, практики…

— Если мы говорим про государственные образовательные стандарты 3-го поколения, то в них лишь 50 процентов дисциплин определены в качестве федерального (обязательного) компонента, остальные должны инициироваться работодателем. Выпускник должен быть востребован в той отрасли, к которой мы его готовим. Это главный критерий эффективности подготовки специалистов. Если вуз готовит физика, а тот идет работать в банк, это, конечно, неплохо, но не совсем правильно. Работодатели должны четко говорить, какого специалиста они хотят получить. К сожалению, сейчас у экономики настолько краткосрочные планы, что лишь крупные предприятия строят прогнозы на год-два. Большинство предприятий живут сиюминутными задачами. Редко где имеются долгосрочные планы по набору специалистов, видение, какую продукцию изготавливать через пять лет. Меж тем высшая школа — очень «медленная» система: если вы сегодня закажете специалиста, получите его в лучшем случае через пять лет. Работодатели должны понять, что система высшего образования не самостоятельная отрасль, а вспомогательная. Вузы работают на заказчиков и для заказчиков.

Практика, как неотъемлемая часть образовательного процесса, в обязательном порядке подразумевает деятельность, которая необходима для профессиональной подготовки будущего специалиста. А во многих случаях студента берут на практику как подсобного рабочего. Это проблема многих вузов.

— Вы изучаете форум, где обсуждаются предложения, высказанные студентами. Это важно для вас?

— Да, потому что я практик. Мне важны конкретные мнения, предложения, понимание ситуации. Впереди — огромное количество реформ, необходимо знать, как сможет отреагировать на них коллектив вуза. Поэтому администрация УлГУ постоянно проводит встречи со студентами, сотрудниками.

Интересный факт. Каждый год, встречаясь с преподавателями и студентами юрфака, мы предлагали им переход на электронные носители информации. Это особенно важно для юристов, которые работают с текущим, постоянно обновляемым законодательством. Университет ежегодно увеличивает финансирование на комплектование библиотек, но книги все равно через полгода устаревают. Электронные носители – выход. Когда три года назад предложил эту идею юристам, реакция была резко отрицательной. А теперь услышал такое предложение от студентов.

…Я знаю одного американского родителя, который, отправляя сына в МГУ, сказал: «Если выживешь в России и сумеешь получить диплом, тебе никакие жизненные коллизии не страшны, ты адаптируешься к любой ситуации». Почему же иностранцы выигрывают, попадая в новую систему, а мы все пытаемся учиться по старинке? В свое время противники поездов утверждали, что при езде со скоростью больше 40 км в час воздух не успевает за поездом, и пассажиры могут задохнуться. Это реально пугало людей. Сейчас кажется смешным. А через несколько лет будут казаться смешными и нынешние предрассудки.

Я надеюсь, при обсуждении значимых вопросов на форуме мы получим практические рекомендации, с которыми будем работать, а кроме того, подготовим почву для будущих возможных перемен, обсуждая их в студенческой и преподавательской среде.

— Понятно, что студентам-юристам сам бог велел проявлять инициативу в отстаивании своих прав и интересов. А насколько активны остальные?

— Надеюсь, они подхватят инициативу. Я призываю всех присоединиться к обсуждению, модерировать свои разделы форума и сделать разговор всеуниверситетским. Такая форма диалога, возможно, привычна не для всех, но она удобна и эффективна. Мне приятно, что многие студенты пользуются WiFi, ходят на лекции с ноутбуками. Это уже не экзотика и позерство, а инструмент получения знаний. Я очень рассчитываю, что к обсуждению присоединятся преподаватели, их мнение, как экспертов, очень ценно, а главное — любые, даже самые позитивные изменения, без участия и поддержки со стороны профессорско-преподавательского состава не только неэффективны, но и практически неосуществимы.