ГРАДОНАЧАЛЬНИК

Олег Самарцев, обозреватель

Как вы воспринимаете победу на выборах – как личную победу, проигрыш оппонентов или закономерный итог работы предвыборного штаба?

Я воспринимаю их как огромный кредит доверия жителей Ульяновска не только мне лично, но и партии Единая Россия… Это победа здравого смысла горожан, победа команды единомышленников, которые понимают, что для города настала пора изменений, выхода из кризиса. Мы должны преодолеть то отставание, которое мы имеем по множеству направлений сейчас, чтобы Ульяновск по праву стал одним из самых благополучных городов России… Настало время работать консолидированной командой, совместно преодолевать проблемы и на уровне города, и на уровне региона.

И сильно отстаем? В чем именно?

Отстаем… По многим параметрам отстаем – по комфортности проживания, качеству пассажирских перевозок, дороги у нас плохие, инфраструктура изношена. Надо работать над обликом города, его исторической целостностью, сохранением памятников истории. Надо решать проблемы с тарифами, коммуникациями – много всего сделать предстоит. Это целый комплекс системно накопившихся проблем, а не что-то одно – главное, приоритетное здесь все – весь этот комплекс. Нужна система, постоянная работа по всем направлениям.

То есть город будет меняться?

Будет меняться, однозначно… Это главная задача, которую я ставлю пред собой. Город должен стать таким, каким он быть заслуживает – уютным, комфортным, развитым муниципальным центром…

Какие именно изменения Вы планируете в стратегическом плане? Что будете менять в первую очередь?

Ну знаете, наверное политику развития города нельзя так строить – взять какое-то одно направление, которое могут быстро оценить и увидеть жители города и, бросив все другое, за него взяться… В принципе, я не сторонник таких пиар-ходов и пиар-решений, которые дадут и результаты быстрые, и позитивное общественное мнение сразу… Нужно двигаться по всем направлениям. С промышленностью нужно заниматься серьезно – строительные предприятия, предприятия автопрома почти вдвое за последние годы уменьшили объемы производства – тут и общее состояние кризисное в стране, общая экономическая ситуация и внутрисистемные сбои. Работать, еще раз повторю, надо по всем направлениям. Иного выхода сейчас нет.

Кстати, в последнее время общественность часто упрекает власть именно в нерезультативности, «запиаренности», в отсутствии реальных результатов… Горячев оставил после себя госпиталь и детскую больницу. Это результативно. Вы как градоначальник что-то планируете оставить городу?

Да, оставить после себя что-то нужно. Это должен сделать каждый, кто приходит во власть, к управлению… Мне к, счастью есть что вспомнить – вот мост, например. В нем и моей работы немало. Конечно, каждый руководитель, каждый человек должен думать о вещественном следе, который после него останется. Вы же прекрасно знаете, вот жили прекрасные архитекторы – они строили красивые дома, жемчужины архитектурные… Они до сих пор носят их имя – люди говорят – вот дом Шодэ, например. Кто строил, при каких обстоятельствах, с какими проблемами – все забывается, а имя остается. Проходят столетия, а имя живет и по сей день… Вот такой след нужно оставлять. Ну, буду к этому стремится. Загадывать рано – работа предстоит большая, разнообразная и очень непростая. Но, стремится к этому надо…

Какими правилами Вы руководствуетесь, принимая решения? Какой вы руководитель – жесткий, авторитарный или, все-таки либеральный?

Знаете, я бы себя так категорично оценивать не стал… Где нужно я – довольно-таки жесткий руководитель… Все-таки работая на заводе с большим коллективом, в сложных условиях приходится принимать быстрые решения, которые некогда обсуждать, которые должны выполняться. Но и на производстве и в Правительстве Ульяновской области я всегда старался работать на доверии к людям – я подбираю кадры так, чтобы вокруг были коллеги, соратники, единомышленники. Основой работы хорошей и продуктивной команды является обязательность, добропорядочность, осознанное отношение к делу.

По большому счету, я не сторонник революционных методов, штурма, а больше придерживаюсь принципа, что системный подход дает больше эффективных результатов, большего позволяет достичь.

Говорят, вы человек не бедный и поэтому взятки и откаты брать не будете… Говорят, что в обладминистрации вы себе мебель в кабинет за свои деньги покупали, а не за счет налогоплательщиков.

Ну я не только мебель покупал… За время работы в Правительстве я поменял два кабинета. И оба за свой счет и ремонтировал полностью и мебелью обставлял…

Это я к тому, что новую Гордуму уже назвали олигархической. Как Вы полагаете, ее состав в какой-то степени повлияет на принятие решений и муниципальное законотворчество? Не будут ли лоббировать интересы исключительно бизнеса? Или бизнес во власти станет ориентироваться на благо горожан, поскольку свои деньги уже заработаны?

Я не могу считать, что я богатый человек по современным российским меркам… Но я еще в советское время много лет проработал за границей в самые тяжелые годы. Тем более, это были Вьетнам и Камбоджа… Я работал в 79 году в Камбодже во время ликвидации режима Полпота, когда вьетнамские дивизии вели борьбу по свержению режима красных кхмеров. Там был очень высокий уровень опасности и очень, как вы понимаете, хорошая оплата… После этой длительной командировки я уже был обеспеченным человеком, еще в советские годы.

Потом я работал на автомобильном заводе, на производстве, когда производство нужно было поднимать… Так что, наверное, я человек скорее обеспеченный, чем богатый. Лоббировать интересы исключительно бизнеса?… Я не думаю… Я не думаю, что сейчас бизнесу Ульяновска, как и других городов, впрочем, легко будет решать сугубо личные вопросы и нужно это делать. Ни в рамках мэри, ни в рамках Городской думы. Я уверен, что люди там собрались здравомыслящие, ответственные, которые должны понимать, что сейчас, в сложных условиях, в непростой для всех нас ситуации, интересы горожан и интересы бизнеса совпадают. Сейчас нужно добиться экономической стабильности, насколько это возможно, решить неотложные и очень непростые городские проблемы… Я не думаю, что они предпочтут собственные интересы.

Последние годы много говорят об изменении облика Ульяновска в худшую сторону – город превращается в сплошной торговый центр, запущенные исторические здания, снос под благовидным предлогом исторических зданий – дома, Курчатова, например. Есть опасения, что строительство торговых центров продолжится и в исторической части города. Что вы думаете о возрождении или сохранении облика старого провинциального Симбирска?

Я вырос на старой улице.. Улице Ленина. Рядом с музеем Ленина, в соседнем доме жил мой дед – он был герой Социалистического труда, моя мама там жила… Вот и деда давно уже нет, а дом его стоит на месте… Теперь там живут другие люди… Старинный облик Симбирска надо сохранить! Однозначно! Тут надо сказать огромное спасибо Александру Николаевичу Зубову, который для этого делает и возможное и невозможное, борется за него… Мне очень не нравится центральная часть города – улицы Красноармейская, Радищева, которые хаотично застраиваются и коттеджами разнообразными и многоэтажными домами. Хорошо, что в 2009 году правительство приняло решение, который не разрешает строить в центральной части города, там, в частности, сооружения выше трех этажей. А то как-то это уродливо, бессистемно, какая-то несуразица получается. По отдельности может и хороший дом – а вместе, в единый комплекс, в архитектурный ансамбль не собирается. Город надо сохранять.

Как ваша семья восприняла избрание Вас на эту должность? Едва ли у Вас останется свободное время…

Семья сопереживает… Жена вообще в первое время была категорически против того, чтобы я принимал участие в выборах на пост мэра по ряду причин – объективных, субъективных… Но, конечно, в своей семье я вижу опору, основу, которая позволит мне успешно заниматься этой непростой работой.