АЛХАС АЛХАСОВ, политический обозреватель
Низкая явка избирателей на прошедшие выборы наводит на серьезный вопрос – если демократия есть власть народа, то почему народ так неохотно участвует в ее формировании?
Проанализировать это можно по-разному. Есть обстоятельства, которые играют определяющую роль в жизни человека. Когда мы слышим или читаем словосочетания типа «семейная жизнь», «научная жизнь», «спортивная жизнь», «культурная жизнь», это понятно каждому. К чему бы мы не добавили слово «жизнь», фраза остается понятной и чаще всего близкой. Кроме словосочетания «политическая жизнь». Вот оно-то всегда – провокация.
Человек не испытывает особого дискомфорта от того, что кто-то другой – в чем-то лучше него, намного лучше, и даже неизмеримо лучше… Он как бы знает, что доступное физику Жоресу Алфёрову или спортсменке Алине Кабаевой недоступно ему. К их научным и спортивным достижениям он относится спокойно, с уважением и даже с радостью. Наверно потому, что сам этим не занимается.
Но к тому, зачем они приобрели политический статус депутата Государственной Думы, – а это из области «политической жизни» – все относятся по-разному. Политика – зона постоянных сомнений в чистоте помыслов, этичности методов и отчетливости результатов. Особенно часто мы спрашиваем себя – а зачем все эти замечательные ученые, спортсмены или, положим, бизнесмены идут в политику? Какова их истинная цель? Помочь людям, реализовать демократические принципы общества или решить собственные проблемы? Похоже, многие региональные избиратели такой вопрос себе задали, изучая список кандидатов во власть. Ответ, очевидно, оказался негативным. Куда-то идти, тратить время, участвовать в выборах, чтобы кто-то за твой счет решал собственные, неизвестные тебе вопросы – совершенно нелогично. Мнение Алексея Куринного, результаты голосования за которого оказались достаточно высоки – «Когда подавляющее большинство, не сказать, что 90 % оторваны от этой верхушки (принимающей решения, идущей во власть – А.А). Они не чувствуют со своей стороны возможности как-то повлиять на ситуацию. Очень неустойчивая и очень опасная тенденция для страны в целом. Не только для нашего города, не только для какого-то отдельного участка, района, а для страны в целом». А в целом политику как область «жизни» можно признавать или отвергать. Эти противоположности могут доходить до крайностей, которые, как показывает опыт, приводят к полному протесту общества на одном полюсе и полной административной управляемости – на другом.
«Избиратели приходят тогда, когда на выборах идет реальная борьба, -считает политолог Дмитрий Ежов,- избиратели, это ведь не абстрактная какая ни будь категория, избиратели это все – таки – электорат. А электорат представляет разные точки зрения на власть, разные идеологии. И если представлена одна идеология и никакой борьбы в ходе выборов нет, естественно придет только самый дисциплинированный электорат, который просто привык ходить». За этим скрывается парадокс: чувствуя свою жизненную связь с политикой, люди, тем не менее, относятся к ней негативно, зачастую игнорируя участие в выборах или голосуя протестно. Отсюда и шатания в определении того, каким должен быть статус главы муниципального образования город Ульяновск и высокий процент недействительных, а попросту испорченных бюллетеней и низкая явка избирателей.
Такое отношение к политике со стороны народа оборачивается систематическим приходом к власти «не тех» кандидатов, которые до следующих выборов будут раздражать протестную общественность. А передавливание административным ресурсом, ссылки власти на «профессионализм», «опыт хозяйственника» и прочие стандартные мотивации – оборачивается бегством народа от политики, его недоверием к власти.
Вот мнение А.Каплина, кандидата от «Справедливой России» – «Я заметил, что активно было в тех округах, где люди знали не одного кандидата, а хотя бы двух и примерно представляли разницу между ними как по главе города, так и по депутатам в городскую думу… Там, где знали только одного, понятно от какой партии, там явка была пониже. Там, где была хоть какая-то конкуренция, явка была повыше». Создается устойчивое впечатление, что не только последние выборы в городе Ульяновске, но и вся политическая жизнь в регионе испытывает на себе гнет общего безучастия. Это объяснимо. Во-первых, никакой общественно значимый результат не достигается без активного политического участия народа, ведомого политиками, не подпадающими под гегелевское описание нечистой совести.
Во-вторых, среди политических фигур, приходящих к власти в результате выборов, обязательно должна быть оппозиция, создающая сам предмет динамичной и видимой народу политики. В-третьих, если говорить о местных проблемах, народ пойдет на выборы, чтобы проголосовать за политика, который будет отстаивать их, местные интересы, а не выполнять заказы со стороны (например, мощных финансовых групп из Самары, Москвы или иных регионов). Прогнозы уже формируются. «Мы видим, что не только по городу Ульяновску, по всей стране нарастает недовольство, – считает Алексей Курин-ный, – У нас пока это вылилось в протестное голосование, пускай по моей кандидатуре, по другим оппозиционным кандидатам, то есть это движение есть. Я уже говорил, я думаю, что это последний спокойный союз для «Единой России», больше спокойных для нее выборов не будет. Не смотря на все ресурсы и силы, которые в ее руках находятся».
Выборы прошли, результаты известны. Вопросы остаются. И два возможных из них: «Погружаемся ли мы в политическую спячку до следующего избирательного цикла?» и «Как в период между выборами организовывать и реализовывать политическую ситуацию, решать действительные проблемы и выявлять достойных политических лидеров?»