ТАТЬЯНА АЛЬФОНСКАЯ, корреспондент

“Провинция — ты тем и хороша, что защищаешь от распада личность»… Это сказал знаменитый поэт, столичная штучка. Пошутил, наверное. Но если серьезно, личность в провинции была бы обречена на скудное житие, если бы не существовала особая культурная среда. Культурное пространство нашего любимого города и люди, старающиеся на этом пространстве жить и творить, тема, конечно, необъятная. Давайте остановимся, оглядимся. Начнем, пожалуй, с Ульяновского драматического театра имени И.А Гончарова. Тем более, что завтра, 27 марта, весь мир отмечает международный День театра.

– В последние годы чиновники от культуры постоянно констатируют тот факт, что времена покоя и попрошайничества закончились. Учреждения культуры должны зарабатывать сами. Не хочешь — тихо умирай. А если умирать не хочется — изволь влиться в коммерческое русло. Год назад наш театр отправился в автономное плавание. На этот весьма рискованный шаг решились только пять театральных коллективов России. Все — провинциальные. И все — возглавляют директора-женщины. Рискуя, наверняка же сомневались? Страх был? – спрашиваю у директора Ульяновского театра Натальи НИКОНОРОВОЙ.

– Не то слово! Когда мой коллега – директор Ульяновской филармонии и замечательный музыкант Валерий Уткин стал подумывать о подобном переходе, просил показать ему письма-обоснования. Я призналась, что писала обоснования, но исключительно против этого рискованного шага. Сомнений было много. Мы тщательно изучали опыт других театров, «до дыр» зачитывали «Положение об автономных учреждениях».

– В вашем случае риск увеличивался вдвое, втрое… Ведь в коммерческое русло предстояло направить театр, который давно и уверенно проповедует высокую драматургию. Именно классика стала его визитной карточкой в театральной России. Именно спектакли, поставленные художественный руководитель, лауреат Государственной премии России, народным артистом РФ Юрием Копыловым по произведениям Шекспира, Сартра, Гауптмана, Толстого и Гончарова, принесли театру признание на различных фестивалях, их серьезно оценила столичная критика…

– Уверяю, драматический театр имени Гончарова – «корабль, который идет строго по курсу» и сворачивать в сторону коммерции не собирается. Конечно, жизнь театра изменилась с переходом на новые условия хозяйствования. Во-первых, мы ушли от пресловутого 94-го Федерального Закона, и теперь все расходы производим без длительной процедуры размещения заказов на поставки товаров и выполнение работ. Во-вторых, все средства, полученные театром сверх плана, теперь мы можем распределять самостоятельно. При этом, с переходом практически не произошло сокращения бюджетного финансирования: субсидии на заработную плату работникам театра, средства на содержание здания (оговоренные в государственном задание) и часть постановочных расходов театр получает в полном объеме. Все свои главные решения руководство театра принимает при непосредственном участии Департамента культуры и архивного дела, который является нашим учредителем.

– Значит, зря сомневались – у «автономки» нет минусов?

– В нашем случае, минусов действительно нет. Пока… Посудите сами, театр не в самых простых условиях (из-за болезни и затем трагического ухода из жизни нашего главного артиста Бориса Александрова последние полгода театральная афиша состояла в основном из четырех названий) в прошлом году выполнил план по количеству зрителей на 100% и на 150% по доходам. Заработная плата, по сравнению с прошлым годом, возросла на 23%. И, наконец, мы смогли выпустить 8 новых постановок, съездить на фестивали в Ярославль и Санкт-Петербург и провести два своих фестиваля. Но эти результаты дались очень непросто.

– Знаю, что главная проблема – дефицит средств на постановку спектаклей. И театр решает его очень творчески. Существуют же разнообразные конкурсы на федеральном уровне! Значит, есть возможность получить гранты. И это возможностью наш театр успешно пользуется – третий год получает гранты Министерства культуры РФ. Именно на федеральные средства поставлены «Обыкновенная история», «Три сестры», готовится к постановке «Фрегат «Паллада». Получается, именно серьезный репертуар, высокая «некоммерческая» классика и помогают зарабатывать средства…

– И при этом недавно в ульяновской прессе прозвучало, что репертуар нашего театра за последнее время стал «мельчать». Вряд ли это высказывание можно считать справедливым. Премьеры последних лет – «Король Лир». «Три сестры», «Женитьба Фигаро», «Обыкновенная история» – говорят сами за себя. Совсем скоро Юрий Семенович выпускает спектакль «Блажь» по пьесе Островского и сразу начнет репетировать Мольера. Да, в нашем репертуаре есть и «легкие» комедии. Например, зрители с восторгом принимают «Примадонны» (поставленный, кстати, еще до «автономного плавания») или «Шутки в захолустье». Так это – нормально. Главное – профессиональный уровень.

– Кстати, у нас и театральный зритель — статья особая. Он не потребитель, а соучастник, поскольку его «затянули» в мир серьезной драматургии. Потому зрители не могут не переживать, когда актеры осуществляют мечты, которые не смогли осуществить чеховские три сестры, – в Москву, в Москву… Ведь театр начинается с Личности. Именно она делает театр явлением.

– Потому мы и говорим о личности Юрия Копылова, или о таких мастерах, как Клара Шадько, Владимир Кустарников, Алексей Дуров, Зоя Самсонова, Ирина Янко. Они служат ульяновской сцене по 50, 40, 30 лет – поверьте, это уникальное явление. С разницей в год ушли из жизни Алла Бабичева и Борис Александров. Думаю, театр не скоро восстановиться после этих утрат… А что касается отъездов… С одной стороны – безумно жаль. С другой – стало быть, уровень нашего театра так высок, что ульяновские актеры вполне могут составить конкуренцию столичным. Но такого репертуара, такой школы они не получат нигде, даже в Москве. Сейчас в труппе почти 70 процентов молодежи. Представителям первого выпуска ульяновской театральной школы уже за 30. На них строится репертуар. Когда красивые молодые актеры заполняет всю сцену своей энергией, это здорово!

– Творческий коллектив — дело архисложное. Может потому, директор театра — женщина — явление довольно редкое. У меня это вызывает легкую зависть. Как чувствуете себя в директорском кресле?

– Представляя меня в новом качестве на собрании коллектива, Татьяна Ившина, директор Департамента культуры и архивного дела, в своей речи сравнила театр с кораблем, который мне доверено повести в плавание. Кто-то из родного коллектива (по-моему Володя Кустарников) тут же пошутил: «Большому кораблю – большая кораблиха!». Да вся моя жизнь связана с театром! В январе исполнилось, страшно сказать, 37 лет с тех пор, как я пришла в наш театр. Была помощником режиссера, заведующей труппой, заместителем директора, директором Дома актера. У меня уникальное образование: в 1980 году я получила диплом ГИТИСа, в котором значится: театровед, экономист, организатор театрального дела. Так что по поводу женщин-директоров могу сказать со всей ответственностью: нас мало, но мы – «в тельняшках». Вот сейчас у нашего коллектива – большие планы по реконструкции кассового зала с применением новейших технологий, по привлечению в театр дополнительных средств, по реализации новых театральных проектов за рубежом. Работы много. И, слава Богу!