Новое молодежное движение агрессивно борется с дурными привычками

ИВАН КОСАРИНОВ

Совсем недавно мой приятель стал жертвой весьма странного нападения. Расслабившись в одном из ночных заведений нашего города, он решил отправиться домой на такси. Машину обещали подать через 10 минут. Сигарета обычно помогала скоротать время, но едва он щелкнул кремнем своей новенькой Zippo и успел сделать пару затяжек, как последовал мощный удар в челюсть. Выбритая голова, подвернутые джинсы и… рисунок в виде креста на тыльной стороне ладони – вот все, что смог разглядеть в нападавшем мой знакомый. “Развелось тут отморозков всяких. Наверное, бандюга с Киндяковки ” – сказал он мне на следующий день, однако я сразу узнал портрет стрэйтэджера, причем радикально настроенного.

“Стрэйт эдж” или сокращенно «sXe» (от английского «straight edge» – прямая линия, четкая грань) – движение, возникшее на стыке панк и хард-кор субкультуры. Идеология его базируется на отказе от всех пагубных привычек (полный отказ от наркотиков, никотина и алкоголя), разрушающих тело и разум человека. Свое начало берет в Вашингтоне, где в середине 80-х годов быстро набирает обороты и превращается в этико-моральное течение. “Я такой же человек, как и ты, но я знаю вещи получше, чем тупо сидеть и курить гашиш, потому что я знаю — я справлюсь” – это слова из песни Яна Маккея, которые превратились в манифест «sXe», а сам музыкант по сей день является культовым персонажем. В настоящее время идеи движения “X” пропагандирует известный американский рестлер Филипп Джек Брукс по прозвищу СМ Панк.

В России философия стрэйт эдж оформилась к середине лихих 90-х и успела приобрести небывалую популярность среди ультраправых националистов.

В Ульяновске же стрэйтэджеры широко распространены в среде футбольных фанатов. Представители наиболее радикального крыла называют себя хардлайнерами (от англ. “hard line” – жесткая линия) и очень часто выбирают силовые методы самовыражения: громят табачные лавки, торговые ряды с алкоголем и участвуют в потасовках. Пару лет назад стрэйтэджеры предпочитали тусоваться за парком Матросова, однако заработали себе славу “плохих парней и агрессоров” среди блюстителей закона и ушли в “подполье”. Кстати, многие sXeшники крайне отрицательно относятся к людям с погонами.

На первый взгляд все просто замечательно: ребята ведут здоровый образ жизни, некоторые всерьез занимаются спортом, что же тут плохого? Однако и здесь есть своя обратная и не такая уж безупречная сторона медали. Как-то раз в беседе один из хардлайнеров проронил фразу: “Трезвым легче контролировать свой район и устанавливать там свой порядок, а на сигареты у меня просто не хватает денег.” В связи с этим

возникает ряд вопросов: а не прикрывается ли оргпреступность философией стрэйтэджеров? Не пытается ли “сколотить” “бригаду” с мышцами? Не хочет ли вербовать “кадры” в секциях и спортзалах? Однозначный ответ дать трудно, да и стоит ли быть категоричным. Но одно можно сказать с уверенностью: право на свободу выбора у человека должно оставаться неприкосновенным.