С Дмитрием Егоровичем Мельниковым мне посчастливилось познакомиться еще в начале года, на торжественном вручении юбилейных медалей к 65-летию Великой Победы в клубе поселка Белый Ключ. Рассказывая о своем жизненном и боевом пути, он проронил мысль, которая врезалась мне в память с каким-то необъяснимо тревожным оттенком. Тогда мы и договорились о встрече. И такая встреча с Дмитрием Егоровичем состоялась в его теплой и уютной квартире в селе Белый Ключ.

– Без нытья и обид на кого-либо, – начал свой рассказ ветеран, – скажу, что жизнь испытывала меня не раз. Но я всегда говорил себе: «Выжить! И победить!».

Малой родиной Дмитрия Егоровича является село Крестово Городище Чердаклинского района. Очень рано он остался без отца и матери. Приютила мальчонка местная, уже в приличных годах женщина Евдокия Еремина. С семи лет Дмитрий стал зарабатывать на хлеб. Собирал дрова в лесу, косил сено, ухаживал за скотиной. Нередко приходилось ходить по дворам и просить на пропитание себе и своей незрячей тетушке.

Война для Дмитрия Егоровича началась в глубоком тылу под Куйбышевом. В конце августа 1941 года Мельников получил повестку из Чердаклинского райвоенкомата. Ему предложили продолжить обучение в школе ФЗО или отправиться на строительство оборонительных сооружений в район Чапаевска.

– Я хотел уехать из родных мест. Ведь они мне напоминали мои детские мытарства. Хотелось на фронт. Да и горевать за меня было некому, родителей-то у меня не было, – продолжил наш разговор Дмитрий Егорович. – Вернулся я обратно в Городище уже в апреле 1942 года и стал изучать военное дело при военкомате, а затем на военно-технических курсах в Челябинске. Все это время я добивался отправки на фронт, но направили меня только весной 1943 года. В этот период формировалась ударная группа войск под командованием генерала И.Д. Черняховского, впоследствии – 3-й Белорусский фронт, который и освобождал Кенигсберг. В эту группировку, в составе 12 минометного полка, попал и я. Сражения за этот город-крепость были ожесточенные, – вспоминает ветеран. – Бой развернулся в пойме реки Прегель. Наши войска пытались броском перейти в наступление, но атака захлебнулась. Появились раненые, убитые… Сама местность хорошо простреливалась немцами. В то время я был сержантом – командиром минометного расчета. Мне с группой разведчиков полка было поручено провести разведку переднего края противника и составить карту их огневых точек. С этой задачей мы справились успешно. Однако при возвращении мы были обнаружены противником, который накрыл нас огнем. В этом бою я потерял хорошего друга, сибиряка Ивана Богомаза, легендарного охотника за «языками» противника.

За выполнение этой задачи Дмитрий Мельников был награжден орденом Славы III степени. Ему присвоили воинское звание «младший лейтенант» и откомандировали в 4-й гвардейский танковый механизированный корпус. В составе корпуса он участвовал в освободительных боях в Югославии, Австрии, Германии. Здесь он был тяжело ранен.

– Это случилось 20 апреля 1945 года, – с грустью проговорил Дмитрий Егорович. – Я помню только то, что мы отбивали остервенелые атаки немцев. И вдруг взрыв… Очнулся я уже в Казанском 361-м эвакогоспитале, но это было уже спустя почти месяц. Вся голова вместе с глазами – в бинтах, правая рука от шеи как не моя, спина и правая нога – в гипсе. Но живой!

– Это я считаю своей Победой, продолжил ветеран. – Тогда все посчитали, что я погиб, но я выжил и победил. Победил смерть! А потом была борьба за равноправное место в обществе. Раз остался жить, рассуждал я, значит должен двигаться, работать. Хотелось, чтобы было все как у нормальных людей! Семья, дети… И у меня все это получилось! Это еще одна моя победа!

После госпиталя в начале 1946 года Дмитрий Егорович возвратился в свои родные места, в Чердаклинский район. Работы для него там не нашлось, да и никто там его не ждал. Он устроился в колхоз. Посевная, жатва, ремонт техники, учеба в электромеханическом училище – за все брался Мельников.

– В году 48-м меня вызвали в военкомат и предложили продолжить службу – строить военные объекты. Я, конечно, не отказался. Ведь для меня это предложение стало признанием другими моих побед над недугом. Значит, в меня поверили! А это – еще одна победа!

– В 1957 году я демобилизовался и вернулся снова в Ульяновск. Сидеть на пенсии не стал. Не по мне это. Пошел работать на «Володарку», потом на «Марс». Завершилась моя трудовая деятельность в 1990 году в нефтеразведке – в Белом Ключе. Сегодня мы с женой Антониной Ивановной вот уже 30 лет живем для себя, своих детей, внуков и правнуков. Они – наша радость и огорчения, хлопоты и заботы… Но это уже наша общая победа с Антониной Ивановной, – смущенно посмотрев на жену, Дмитрий Егорович застенчиво улыбнулся и завершил свой рассказ.

Юрий Денисов