В Ульяновской области закрыли все стационарные посты ГАИ – оставили всего один, у моста через Волгу. Доводы руководства областного ГИБДД понятны: кому надо, тот их объедет, а сплоченные коллективы «людей в погонах», работающие на одном и том же контрольном пункте, часто становятся настоящим гнездом коррупции. Так что же, дороги остались без присмотра?

Изучила вопрос корреспондент «Пятого канала» Елена Горшенина.

Этот пост на подступах к Ульяновску закрыт, но водители все равно притормаживают. На трассе каждый знает, патрульные часто здесь приезжают на дежурство, но стоят за углом.

С первого взгляда видно – то, что бригада ДПС стала называться «мобильной», настроения патрульным не добавляет. Еще недавно они работали в тепле, на стационарном посту, а теперь мерзнут на улице. Так решил их новый начальник, и из десяти постов закрыл девять. Эффективность, объяснил, у них маленькая: за три года ни одного нарушителя не задержали, – и работать здесь приходится в нечеловеческих условиях. На постах нет ни компьютеров, ни видеокамер, ни туалетов.

Сергей Моргачев, начальник управления ГИБДД УВД по Ульяновской области: «Это, получается, сторожевые будки. Все они объездные, и эффекта от них никакого. Те, кто нарушал, все равно объезжают».

Пионерами в этом деле ульяновцы себя не считают. Стационарных постов уже давно нет у соседей – в Белоруссии, Украине, в Челябинской области. За последние три года здесь почти все закрыли, и дорожная ситуация только улучшилась. К месту аварии патрульные прибывают быстрее в разы. Такую практику сторонники ликвидации постов призывают ввести по всей России.

Виктор Похмелкин, председатель общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России»: «Хуже точно не будет. Считать, что эти посты защищают наши города от террористов и других преступников – это очень наивно. Как раз лица, замышляющие злодеяние, их все равно обходят, а страдают законопослушные граждане. Этой какой-то рассадник взяточничества».

С водителя они требовали 14 тысяч за услуги, а получат реальные сроки. В тот день в Астрахани задержали всю дежурившую смену на посту, 19 человек – целое подразделение. По масштабности эта акция стала первой в стране, а сколько еще не поймано. Деньги дают из рук в руки – одному, так что ликвидация постов, считает глава антикоррупционного комитета, в борьбе со взяточничеством не поможет.

Антон Беляков, председатель Общественного антикоррупционного комитета, депутат Госдумы РФ: «Именно на стационарных постах Дорожно-постовой службы находили спецсредства – ежи, колючие ленты и т.п. Теперь остается только история с «живым щитом», который уже один раз использовали, либо многокилометровая погоня, в которую будет, как в американских боевиках, включаться все больше и больше сотрудников ГИБДД».

Впрочем, какие бы споры вокруг ликвидации постов не велись, для дальнобойщиков Ульяновская область теперь – рай на земле. Раньше на каждом посту стояли минут по 30, теперь по трассе идут с ветерком.

Владимир Щербинин, дальнобойщик: «Нам облегчение – меньше стали задерживаться, да и коррупции поубавилось. Но притормаживаю по привычке».

В области для водителей осталась лишь одна возможная остановка – последний рубеж Патрульно-постовой службы, пост «Северный». Но его уже никак не объедешь, ведь он стоит у моста через Волгу.