Музеев в нашем регионе много. Но большинство из них расположено в Ульяновске. В крайнем случае, в районных центрах. Чтобы постоянная экспозиция была в простой, да к тому же не самой большой деревне – это у нас встречается редко. Одно из таких мест – село Мордово-Белый Ключ Вешкаймского района.
Название села говорит само за себя. Проживает в нем в основном мордва – две трети всего населения. Соответственно и народное творчество здесь выражается в основном в традициях мордовского народа.
В селе много достопримечательностей. Это и храм Архангела Михаила, который стоит на вершине холма. Под ним и сегодня бьет источник, давший название поселку (по преданию родник неожиданно появился 150 лет назад, и именно там пастухи нашли икону Архангела Михаила). Это и участок Екатерининой дороги, являющийся памятником природы. А еще здесь есть музей крестьянского быта и культуры. Явление абсолютно неординарное по нынешним временам. Расположено собрание в нескольких комнатах Дома культуры.
– Статус музея мы получили в 2008 году, – говорит его основатель Василий Ладягин. – Хотя коллекцию начали собирать за 15 лет до этого. Как-то задумался: а почему в нашем селе не собрать вещи, связанные с нашей жизнью?
Так и начали лазить по чердакам и подвалам, спрашивать у стариков ненужные вещи. В общем, собирали всё подряд. Только через некоторое время стала появляться определенная тематика, а материалы разделили по направлениям. Сейчас их два: быт и культура, а также историческое краеведение. Полная коллекция составляет почти 500 экспонатов. Разумеется, акцент на мордовской культуре.
– Один из самых ценных экспонатов – ткацкий станок, – продолжает Василий Иванович. – Мы его еле выпросили у одного из местных жителей. Долго он с ним расставаться не хотел. Все-таки еще в рабочем состоянии. А потом он его отдал, да вдобавок принес и токарный станок на ножном приводе. Таких уж точно по всей области пара экземпляров. Так они оба рядом и стоят.
– А нам, женской части сотрудников Дома культуры, больше всего нравится платок с настоящей мордовской вышивкой, – добавляет Ольга Ладягина, директор музея, а по совместительству и жена Василия. – Ему больше 100 лет, таких сейчас не найдешь.
Рядом со старинными иконами стоят транспаранты советских времен, чугунные утюги соседствуют с фонарями (есть даже шахтерский), радиоприемники подпирают любимые ранее «ходики» – есть во всем этом разнообразии что-то захватывающее. Чувствуется, все увиденное, может, и расположено не по правилам «больших» музеев, занимает примерно равное место в памяти людей.
– В скором времени у нас появится еще одна комната, – говорит Ольга Алексеевна.
– Там мы планируем устроить экспозицию детской игрушки. Показать уже есть что. А еще будем расширять стенд на военную тематику. Из нашего села на Великую Отечественную войну ушло много мужчин. Всех их надо помнить.
А еще в селе есть народный коллектив мордовской песни «Боярава» (на русский язык название переводится как «статная, красивая женщина»). Поют и танцуют в нем те же самые люди, что занимаются музеем. И, что удивительно, ансамбль интернациональный. На мордовском языке песни исполняют и русские, и татары, и даже одна таджичка.
– Приехала я сюда, – объясняет Ирина Юнусджановна, – вышла замуж за мордвина, вот и весь рассказ.
«Боярава» существует в селе больше 20 лет Постоянный участник областных конкурсов и смотров, коллектив намерен радовать жителей родного села и всего Вешкаймского района как минимум еще лет 100.