В регионах объявляют бой пьянству, не дожидаясь команды сверху
Анастасия Шоломицкая, Виктория Чернышева, Галина Белоглазова, Нина Рузанова, Светлана Добрынина, Татьяна Майорова
Администрация Кыштовского района Новосибирской области предложила народу бесплатно закодироваться от пьянства. Результат превзошел все ожидания: к наркологам выстроились очереди, за три дня “завязали” почти 200 человек.
А в поселке Каратайки на побережье Баренцева моря к главе администрации НАО Игорю Федорову с просьбой ввести мораторий на продажу алкоголя обратились сами жители. “Алкогольную продукцию продают круглосуточно – днем в магазине, ночью – в квартирах, – написали они. – Водка завозится вездеходами”.
Как в других регионах борются с пьянством, рассказывают наши корреспонденты.
Терпи пять дней
Ульяновскую область можно считать пионером по запретным мерам на продажу алкоголя. Более трех лет назад в местных магазинах запретили реализовывать спиртное крепче 15 градусов с 20.00 до 8.00. А в дни массовых гуляний – 1 сентября, 12 июня, день последнего звонка в школах – спиртное продавалось только до часу дня.
Дальше – больше. В прошлом году в областной закон были внесены поправки, полностью запрещающие продажу крепкого алкоголя пять дней в году. “Сухими” стали 25 мая (последний звонок), 1 июня (День защиты детей), 12 июня (День России), 1 сентября (День знаний) и 12 сентября (День семейного общения). Реализация спиртного грозит штрафом – восемь тысяч рублей на должностных лиц и 80 тысяч – на юридических. А на одном из последних заседаний регионального Совета безопасности было предложено увеличить возраст, при достижении которого можно покупать алкоголь, до 21 года – как в Америке.
Надо сделать трезвость “модным трендом”. И тогда проблема решится сама собой
Помогли ли “сухие дни” в борьбе с одной из главных российских бед? Сведения довольно противоречивые. По словам губернатора Сергея Морозова, Ульяновская область вошла в число регионов ПФО, где официальное употребление алкоголя на душу населения минимально.
По данным Роспотребнадзора по Ульяновской области, в первом полугодии 2009 года отравлений суррогатами стало меньше – 520 случаев против 628. В любом случае и противники, и сторонники алкогольных запретов сходятся в одном: одних “сухих дней” недостаточно для того, чтобы приобщить людей к здоровому образу жизни. Надо сделать трезвость “модным трендом”. И тогда проблема решится сама собой.
Чиновники без рюмки
Губернатор Калининградской области Георгий Боос внес коррективы в официальную жизнь янтарного края. Чтобы чиновникам легче было подавать населению пример трезвости, из буфета в здании регионального правительства исчезли из продажи все горячительные напитки вплоть до пива. “Сухой закон” коснулся и торжественных мероприятий, организуемых властью: приемы по случаю профессиональных или государственных праздников проводятся без традиционных бокалов с шампанским. Исключения сделаны лишь для протокольных встреч иностранных делегаций.
Полгода назад власти взялись за разработку программы борьбы против алкоголизации населения. Как пояснил глава региона, она будет охватывать все сферы, начиная от ограничения оборота спиртосодержащей продукции, контроля за ее реализацией и заканчивая созданием условий для здорового образа жизни и областного клуба “трезвенников”. “Если заниматься “кампанейщиной”, пытаться реализовать какие-то два-три направления, то эффекта не будет”, – считает Боос.
Чокнемся кумысом
Жители небольшого села Саиткулово на юге Башкирии стали инициаторами здорового образа жизни.
– Самые крепкие напитки, которые мы употребляем, – это кумыс, буза из лошадиного молока, да еще березовый сок, – говорит глава сельского поселения Фуат Махмутов. – На Новый год шампанское открываем чисто символически.
Если и приедет кто в гости из города да выйдет на улицу под хмельком, так тут ему такую обструкцию устроят, что потом надолго запомнит. Впрочем, приезжие быстро адаптируются в трезвой атмосфере. Рассказывают, как-то приехали в Саиткулово на свадьбу гости из другого села, привезли два ящика водки, четыре дня гуляли, и никто к ней не притронулся. Так и увезли обратно.
Главными хранителями трезвых традиций в Саиткулове являются старожилы. “Ак инейдэр” – по-башкирски “белые бабушки” – строго следят за порядком в деревне. Мнение женщин имеет здесь весомое значение. Во-первых, практически в каждом селении Башкирского Зауралья активно работают женсоветы, решающие самые разные житейские проблемы, а во-вторых, большую часть года в деревнях остаются только женщины и подростки, пока мужчины подаются на заработки. Но и “на шабашках”, по заверениям сильного пола, ни капли алкоголя в рот не берут, именно поэтому их повсюду охотно принимают на работу.
Хорошему примеру стали следовать и другие башкирские деревни, все активнее бойкотирующие алкоголь.
“Тетя, продай бутылку”
В Екатеринбурге уже почти десять лет действует общественная организация “Трезвый город”. Ее активисты ведут масштабную борьбу с нарушителями закона о продаже алкогольной продукции. По Екатеринбургу и ближайшим крупным городам ходят бригады, состоящие из контролеров и “подсадных” подростков. Дети пытаются купить спиртное в киосках и магазинах, а взрослые фиксируют нарушения. Выяснилось, что алкоголь на Урале могут продать даже семилетним пацанам. После таких рейдов штрафы наложены на тысячи торговых заведений. Только в небольшом промышленном центре Первоуральске после общественной проверки временно лишились лицензии на продажу алкоголя более 100 киосков и магазинов.
“Трезвый город” начал контролировать и стоимость водки в местных магазинах после утверждения в стране минимальной цены за бутылку. Общественники провели собственное расследование и выяснили, в какие магазины и каким образом попадает дешевая водка.
Информация, собранная общественниками, ложится в основу большинства административных и уголовных дел, возбужденных в отношении нарушителей законодательства о производстве и торговле алкогольной продукции. По инициативе активистов-трезвенников в области даже утвердили официальный праздник День трезвости, отмечаемый на Среднем Урале в начале сентября.
Водка едет вездеходом
– Муниципальная власть не может со своей стороны предпринять никаких мер, чтобы запретить продажу спиртного, – прокомментировал обращение жителей поселка Каратайки к главе администрации НАО Игорю Федорову с просьбой ввести мораторий на продажу алкоголя глава муниципального образования Дмитрий Вылка. – В 2005 году Юшарский совет депутатов на своей сессии принял решение об ограничении торговли спиртосодержащей продукцией. Больше месяца жители Каратайки получали не больше двух бутылок водки в одни руки строго с пяти до семи вечера. Но прокуратура опротестовала законность такого ограничения, и все вернулось на круги своя.
Всего в Каратайке четыре магазина, и лишь один из них имеет лицензию на продажу спиртного. Что касается поставок алкоголя на вездеходах, то за этим проследить непросто. Чаще всего такие нарушители закона раздают местному населению ящики с водкой на подъезде в поселок. А потом выпивку продают по квартирам и домам.
Сейчас на территории НАО действует запрет на продажу крепкого спиртного в магазинах в ночное время – после 20 часов, в ресторанах и кафе – после 24. Но этого явно недостаточно, поскольку напитки невысокой крепости продаются круглосуточно.
– Ввести полный запрет на алкоголь может только сход жителей поселка, как орган местного самоуправления, – уверен начальник Управления международных и межрегиональных связей, информации и массовых коммуникаций НАО Вадим Трескин, – окружная власть в таком случае со своей стороны обязательно поддержит инициативу местного населения.
мнение
Василий Шеломенцев, старший следователь Чановского МСО СКП по Новосибирской области: Проблему пьянства нужно решать и законодательно – ужесточением уголовной ответственности за подпольную торговлю спиртным и увеличением административных штрафов за бытовое пьянство. К сожалению, сегодня суды редко лишают свободы за самогонку. А штрафы в сто или даже в пятьсот рублей, с одной стороны, не являются проблемой для тех селян, у кого есть хозяйство (заплатил и пошел дальше выпивать), а с другой стороны – их невозможно применить к асоциальным личностям. Конечно, и этого мало, нужно решать проблему с работой людей и с их досугом.