В 2010 году исполняется ровно 15 лет со дня установки около центральной проходной Ульяновского моторного завода Группы «ГАЗ» памятника фронтовому грузовику – машины ЗИС-5.

В первые годы Великой Отечественной войны на площадях будущего УМЗ было размещено оборудование эвакуированного из Москвы автомобильного Завода имени Сталина (ЗИС) и начато производство автомобилей для фронта под маркой ЗИС-5. До этого здесь находились склады государственной таможни.

Эшелоны с оборудованием Московского ЗИСа прибыли в Ульяновск в конце октября 1941 года, а уже в феврале 1942 года десять цехов были готовы к работе. Первым начал функционировать цех боеприпасов, все остальные цеха, предназначавшиеся для возобновления производства автомобилей ЗИС-5, заработали немного позже. Вместе с оборудованием было привезено большое количество инструментов, некоторые узлы автомобилей. Однако карданные валы, задние мосты, передние оси, нормали для сборки грузовиков нужно было изготавливать уже в Ульяновске.

Главные трудности были связаны с началом сборки автомобилей. Ленточный конвейер, который начали монтировать, мог войти в строй не раньше осени 1942-го, а фронту грузовики были жизненно необходимы. Было решено начать сборку машин, не дожидаясь пуска главного конвейера. Технологический отдел предложил в одном из холодных, неотапливаемых корпусов организовать сборку на специально изготовленных сварных металлических подставах – «козелках». На них устанавливались задний мост и передняя ось, к которым крепилась рама. Над этими подставами была смонтирована катучая балка с электротельфером грузоподъёмностью до 3-х тонн, по ней подавались детали на сборку

В апреле 1942 года была выпущена первая машина ЗИС-5, завод переименован в УльЗИС. 1 мая 42-го автомобиль приспособили под трибуну на митинге заводчан, а затем он торжественно проехал по улицам Ульяновска. Осенью коллектив завода одержал сразу две победы: был запущен сборочный конвейер ЗИС-5 и освоено производство малолитражных двигателей для фронта. Всего за военный период на территории предприятия было изготовлено и отправлено на фронт порядка 7 тысяч грузовиков. «Трехтонка» ЗИС-5 была второй массовой моделью после «полуторки» ГАЗ-ММ Горьковского автозавода (ГАЗ), которая обеспечивала нужды Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

6 сентября 1944 года из состава УльЗИС был выделен Ульяновский завод малолитражных двигателей – современный Ульяновский моторный завод. Автомобильное же производство перебазировалось за реку Свиягу в Засвияжский район Ульяновска.

Впоследствии производство грузовиков ЗИС в Ульяновске было прекращено. Оставшиеся со времен войны автомобили на протяжении еще нескольких десятилетий обслуживали моторный завод благодаря бережной заботе водителей 16 цеха УМЗ. Один из них – Василий Фёдорович Румянцев – сохранил уже списанный легендарный ЗИС и передал его заводу. Памятник трудового фронта был установлен на постамент рядом с центральной проходной ровно 15 лет назад.

Пресс-служба Ульяновского моторного завода «Группы ГАЗ»