Иван Косаринов

Пятница. Вечер. В актуальных клубах города опять аншлаг. Представители золотой молодёжи собираются на традиционную вечеринку, чтобы под бокал-другой Martini обсудить итоги минувшей недели (а заодно решить, какой юзерпик будет лучше смотреться В контакте). Также на повестке дня будут вопросы о том, где купить вещи из новой коллекции Gucci и Prada (это, полагаю, для новичков – продвинутые-то знают); ну и хит-парад самых трендовых гаджетов, куда же без него! Неизменным останется лозунг-установка для парней, стоящих на фейс-контроле: у нас опять фиеста – лохам здесь не место. А это значит, что в клубе будут только свои, и все неадекватные останутся тусоваться на улице (однако недавние события в центральном клубе города заставляют задуматься об адекватности самого фейс-контроля).

Тем временем где-то в далеком районе УЗТС или Центр-Камаз на одной из дворовых парковок произойдет пересменка. Ребята в спортивках под пиво поговорят о том, кто был самым злостным нарушителем понятий, кто больше всех недодал в общак, и где лучше починить свою разбитую «шестерку» (ну или «копейку»). Это сборы тусовка для неадекватных и оставшихся на улице, для тех, кого не пустили в уютное ночное заведение. Возможно, так случится, что пролетариям с района будет не до сна, а тут как раз из клуба возвращается запоздалый мажор, который на этот раз сам не пройдет местный и строгий фейс-контроль.

Суровое противостояние между детьми богатеньких родителей и пацанами с рабочих районов порой приобретает формы классовой борьбы, а Киндяковка и Засвияжье (в особенности дальнее) давно слыли гетто. Так в чем же заключается причина взаимной ненависти? Кому она выгодна? И можно ли с этим бороться?

Первый вопрос самый сложный и многоаспектный, на мой взгляд. Невоспитанное и необразованное быдло, которому не место в культурных заведениях. От него все проблемы: драки, дешевые понты, разборки, мешающие отдыхать, – так отзывается о гопниках (позволю себе употребить этот термин как устоявшееся понятие из области социологии) Алексей, завсегдатай ночных клубов. Однако дело тут не только и не столько в том, кто какую музыку слушает, кто как предпочитает одеваться и проводить время. Зависть – вот, пожалуй, основной мотив. Дорогой и красиво упакованный стиль жизни, в который включены ежедневные развлечения, элитный шопинг и отдых класса Люкс, хотят иметь все (ну или почти все), вот только у кого-то на этот товар не хватает денег (по разным причинам). Молодым людям не хочется признаваться в неумении зарабатывать деньги, отсюда и растут мотивы-фасады, дескать, мажоры – враги народа. В свою очередь последние (многие из которых, окажись они без родительской поддержки, действительно не приспособлены к жизни) подливают масло в огонь бесконечным стебом и унижениями.

К вопросу о том, кому это выгодно. А выгодно это всем, поскольку помогает держать систему в стабильности. Мажоры подчеркивают свою элитарность, избранность, находя в гопниках объект для насмешек. Гопники же подпитаны идеей вечного врага, с которым нужно бороться (либо обкладывать данью). В самом деле, философски получается: если бы противоборства не было, то его стоило бы придумать.

Когда начинаешь размышлять о путях решения проблемы, то в голову сразу приходит набившая оскомину панацея воспитание чувства толерантности. Это слово настолько часто (порой в искаженном смысле) стало мелькать перед глазами, что вот-вот перейдет (если уже не перешло) в разряд ругательств. В данном случае, решение проблемы видится мне в расширении среднего класса. Не будет ножниц доходов – не будет и столь явного ожесточенного противоборства между золотым центром и рабочими окраинами.