В музее-усадьбе городского быта об утраченном мире изящного бытия состоятельных кругов российского общества конца XIX – начала ХХ веков рассказывает выставка «Дамы и кавалеры».

Основанная на предметном материале, выставка будит воображение, представляя людей эпохи модерн, их жизнь, нехитрые развлечения и нежные чувства.

Главные действующие лица экспозиции (ее автор – Александра Гужова) – Дама и Кавалер. Кто они?

Словарь Ожегова поясняет: дама – это женщина из обеспеченных, обычно городских кругов, а кавалер – мужчина, который занимает даму, сопровождает ее на прогулках, ухаживает за ней. Кроме того, дама и кавалер – это женщина и мужчина, которые танцуют в паре.

Два старинных фотопортрета, снятых в 1910 году, как нельзя лучше рисуют эти образы на реальных примерах. На первом – прелестная, задумчивая, томного вида молодая женщина с прической и в платье в стиле модерн. Это Анна Ефимовна Бочкарева. На втором – ее супруг Иван Петрович Бочкарев, под стать жене – щеголь и красавец-мужчина. Оба – уроженцы Симбирской губернии. Известно, что она была белошвейкой, а он служил в Самарском пароходстве. Прожив долгую жизнь, оба умерли в один год – 1944-й.

То было время, когда условности этикета еще не позволяли молодым людям, особенно девушкам, открыто выражать свои чувства, и влюбленным, помимо языка явного, часто приходилось подавать друг другу знаки при помощи жестов и предметов. Они были в ходу на светских балах, вечеринках, прогулках.

По одежке, как известно, встречают. И прежде, чем произойдет заветная встреча, следовало позаботиться о внешности. Возможно, воображаемая дама надела бы на выход платье, что представлено на подиуме выставки: нежно-персиковое, из тонкой шерсти, отделанное белым кружевом.

Обязательны были лайковые перчатки (их, как и другие предметы туалета, можно увидеть в витринах). Полагалось иметь не одну пару. И нужно было знать, какие и к какому случаю надеть. За день соблюдающая этикет модница могла поменять до шести пар перчаток.

Непременный дамский аксессуар – веер. Их тоже имели по нескольку. Светлые предпочтительны были для юных особ, темные – для матрон.

В книге «Хороший тон» читательницам раскрывались тайны особого «веерного» языка, которым можно было незаметно поведать о своих чувствах кавалеру. Если дама закрытым веером показывала на область сердца, то это означало: «Я вас люблю». А если она резко отводила его в сторону, это лишало поклонника всяких надежд на взаимность.

На балу без такого «веерного» языка невозможно было обойтись, как, впрочем, и без карнета – бальной записной книжечки. В нее для памяти записывались имена кавалеров на разные танцы.

А что в сумочке, святая святых любой женщины? Пудреница, коробочка с румянами, флакончик духов… Если это поход в театр, то – лорнетка, бинокль. Обязателен кружевной платочек, который будто бы случайно выпадал из рук, дабы галантный спутник имел удовольствие поднять его и преподнести даме. Платочком же она подавала знаки тому, с кем нельзя было говорить открыто. Если, например, проводила им по лицу, это означало: дайте мне время на размышление.

Не отставал от дамы и кавалер. Чтобы иметь презентабельный вид, он имел свой «джентльменский набор». Чуть свет, а он уже свежевыбрит и благоухает «Шипром». Затем следовало облачиться: манишка с подворотничком, костюм-тройка с галстуком-бабочкой. В руках – щегольская трость, в нагрудном кармане – часы на цепочке. В портмоне – достаточное количество купюр, чтобы на прогулке молниеносно выполнить любой дамкий каприз: сладости, духи, цветы…

Кстати, о цветах. С их помощью в виде срезанных растений либо их изображений на открытках тоже можно было изъясняться без слов. Букет из роз приносил радостную весть: кавалер просит руки у своей любимой. Пионы – просьба назначить свидание. Полевые цветы – сдержи тайну. Ну и так далее.

Часто свои чувства поверяли альбому. В него девушки и даже юноши записывали стихи о любви. На выставке представлен таковой, принадлежавший некогда симбирянке гимназистке Людмиле Живоносновской.

Любопытный экспонат свидетельствует о строгих нравах того времени. Это письмо жениха Ивана Даузина в Промзино (ныне Сурское), который жалуется сестре своей невесты на то, что его любимая держится с ним нелюбезно и холодно. Юная девушка могла вести себя так в силу воспитания, характера. А может, она просто еще не успела полюбить того, кого ей предназначили в супруги. Так или иначе, но известно, что эта пара прожила дружно и вырастила четверых детей.

На языке явном дамы и кавалеры имели возможность изъясняться в брачных объявлениях в газетах. В начале ХХ века выходило достаточно много таких специализированных изданий. Какими были требования потенциальных женихов и невест? Предлагаю насладиться «штилем» того времени: «За трезваго полуинтеллигентнаго господина с образованием, имеющего службу или собственное небольшое дело, желает выйти замуж 22-летняя брюнетка, хорошо обеспеченная приданным и с наличным капиталом»; «Красавец молодой человек, 25 лет, обеспеченный службой, с огромными связями, желает жениться на барышне или вдове. Вероисповедание, общественное положение роли не играют. Приданное необходимо от 100 до 300 тысяч».

А вот крик романтической души: «Отзовись, дорогая! Поделись со мной мыслью и чувством. Дай мне счастье и мирную жизнь. Я молод, 23-х лет. Желаю вступить в переписку. Цель серьезна». История умалчивает, встретил ли в конце концов этот юноша свою настоящую любовь. Так хочется верить, что – да…