Разработкой бренда Ульяновской области как «авиационной столицы России» и стратегии его развития может заняться «Строительно-монтажное управление – 17». Именно эта компания, принимающая участие в открытом конкурсе на право заключение госконтракта, предложила наименьшую цену – 900 тыс. руб. Максимальная цена контракта на выполнение исследовательских работ, заказчиком которых выступает областное госучреждение «Управление делами Ульяновской области», – 3 млн. руб.

ЧТО НАМ СТОИТ БРЕНД «ПОСТРОИТЬ»

Среди претендентов на право заключить госконтракт (таковых нашлось – 13) – не только маркетинговые и исследовательские агентства (преимущественно, московские), но также пара индивидуальных предпринимателей и одно ульяновское строительно-монтажное управление (СМУ-17). СМУ-17 имеет высокие шансы выиграть конкурс, компания предложила наименьшую цену – 900 тыс. руб. и пообещала выполнить все работы в самый короткий срок – за 100 дней. За тот же срок, но немного большую сумму – 950 тыс. руб. разработать компания ООО «ЭЛАДА» (г. Барнаул, Алтайский край). Остальные участники конкурса предложили свои услуги за цену от 1,7 до 2,95 млн. руб.

Согласно конкурсной документации, каждый из претендентов будет оцениваться по трем критериям (каждому из которых приписана определенная значимость): наименьшая цена контракта (значимость – 50%), сроки выполнения работ (значимость – 30%) и квалификация участника конкурса (значимость – 20%). Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Таким образом, на принятие окончательного решения менее всего будет влиять квалификация претендента на госконтракт.

По условиям конкурса, победитель должен будет провести установочный семинар с руководством Правительства области, посвященный вопросам развития территориального бренда, внутренний и внешний аудит бренда Ульяновской области и целевых рынков, всероссийский и несколько региональных социологических опросов, проанализировать инвестиционные паспорта муниципальных образований области, разработать логотип регионального бренда и рекламные слоганы, etc…

Директор ООО «СМУ-17» Сергей Пономарев оговаривается, хотя его компания ранее не занималась разработкой брендов, но готова выполнить все работы даже и за 800 тыс. руб.: «На эти деньги можно нанять ульяновских ученых, получающих мизерную зарплату, и они всё сделают».

Г-н Пономарев не скрывает, что является учредителем нескольких юридических лиц: СМУ-16, СМУ-17, СМУ-18. По его словам, это позволяет избирать для той или иной фирмы удобный режим налогообложения с минимальными затратами.

Каждая из компаний принимала участие во многих гос. тендерах: на выполнение работ по содержанию и эксплуатации дорожных знаков и светофорных объектов Ульяновска (максимальная цена контракта: 28,5 млн. руб.), на содержание городских автомобильных дорог в 2010 году (максимальная цена контракта: 78,7 млн. руб.), на вывоз ТБО и ЖБО, обследование дна акватории пляжа и подъема посторонних предметов, озеленение города, ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия, монтаж оборудования для фонтанов и (sic!) на оказание информационных услуг по освещению деятельности мэрии на телевидении в авторской программе и в общественно-политическом городском печатном издании. По итогам аукциона, который прошел в феврале с.г., освещать деятельность мэрии будут на пару СМУ-17 и СМУ-18. Цена вопроса – порядка 2 млн. руб.

ИГРА ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ…

Открытый конкурс на разработку бренда был объявлен в феврале с.г., а подведение итогов было намечено на 29 марта. Но победитель не определен и по сей день, конкурсная комиссия собиралась дважды, но каждый раз не было кворума. Из шести членов комиссии отсутствовали четверо – директор Департамент государственных закупок Инга Погорелова и представители заказчика, сотрудники госучреждения «Управление делами Ульяновской области».

Должностные лица в Департаменте гос. закупок отказываются от комментариев, просят не называть их имён, а в частном разговоре ссылаются на то, что отсутствие кворума на заседаниях конкурсных комиссиях совсем нередкость: «От членов комиссии не требуют предоставления каких-либо документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия – болезнь, командировка…»

Источник в Правительстве области на условиях анонимности пояснил, что подобное поведение конкурсной комиссии вызвано нежеланием отдавать важный стратегический заказ на откуп дилетантам: «От любителей легкой наживы за государственный счет не может застраховать на 100% ни одно законодательство о госзакупках, тем более такое «дырявое» как в России. Компания, не выполнившая госконтракт, заносится в реестр недобросовестных поставщиков. Но, зачастую, те же самые физ. лица образуют новую фирму «Рога и копыта» и вновь претендуют на госзаказ».

По мнению руководителя регионального отделения «Ассоциации юристов России», доктора юридических наук Виктора Лагушкина, причина проблемы кроется не только в правовых пробелах, но и в недостаточной проработанности технического задания конкурса: «К сожалению, в системе гозакупок довольно часто встречаются некорректно и непрофессионально сформулированные задания на выполнение гос. подрядов, и этим, конечно, пользуются мошенники».

Недовольство ходом проведения конкурса выразил и один из участников – ООО «Эй-Ту-Зет Маркетинг». Московская компания подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу на действия государственного заказчика. По мнению заявителя, в техническом задании не в полном объеме указаны характеристики и требования к выполнению работ, а именно: не указаны ожидаемые требования к результатам комплексного аудита бренда Ульяновской области, нет количественного и качественного определения представителей местного бизнеса, аудитории «инвесторы», культурной и научной элиты региона, политической и административной элиты региона для проведения экспертных интервью. Кроме того, «Эй-Ту-Зет Маркетинг» полагает, что компания ООО «СМУ-17» подала заявку с заранее демпинговыми ценами выполнения работ.

Управление ФАС по Ульяновской области приостановило проведение конкурса до рассмотрения жалобы ООО «Эй-Ту-Зет Маркетинг» по существу – до 12 апреля.

По сообщению пресс-секретаря Ульяновского УФАС России Елены Константиновой, только за прошлый 2009 год в региональное управление антимонопольной службы было подано 283 жалобы на нарушения в ходе проведения гос. закупок, 68 жалоб (24%) признаны обоснованными.

Сергей Красильников