Снежная зима все не дает забыть о себе. Сразу несколько домов в разных районах области оказались затопленными. Их хозяева в панике. Кто поможет потерпевшим, сказать сложно.

Карсун

Бурная речка текла 6 и 7 апреля по Таволжанке. Вода с полей шла в реку. Как раз через несколько десятков жилых домов.

– Мы, конечно, видели столько снега, – удивленно говорили корреспонденту «НГ» пенсионерки 7 апреля. – Но чтоб он так резко начал таять, не припоминаем. И Таволжанку раньше так сильно не затапливало. Сегодня вода еще спала, а вот вчера вообще настоящий потоп был.

То, что вода с полей пойдет в реку, нельзя было не предвидеть. И все необходимые меры приняли – выкопали траншею, в нескольких местах нагребли землю, чтобы вода к домам не шла. Но только сделали это все тогда, когда часть домов уже оказались подтопленными. Практически у всех затопило погреба.

А вот в селе Усть-Урень о затопленных домах вообще никто не подумал. Там сильно поднялась речка. Всех, чья хата с краю, то есть около реки, затопило. Погреба, огороды, сараи – все оказалось в воде. А от центральной дороги к крыльцу все добираются по-разному. Кто на машине, кто в резиновых сапогах, кто на лодке…

Труслейка

Сильнее остальных пострадали несколько домов в селе Труслейка Инзенского района.

– 5 лет здесь живу, и ни разу столько воды не видела, – горюет по своему затопленному дому его хозяйка Елена Курьянова. – Уже неделю вода во дворе и в сараях стоит. Мы сначала за уничтоженный урожай беспокоились. Но вода все прибывает. Еще несколько сантиметров, и в доме она поднимется выше уровня полов, затопит всю мебель. Жить просто невозможно. В доме сырость и холод, во дворе озеро. Сейчас у нас самая модная одежда – это болотные сапоги. Только в них можно до крыльца дойти.

– И ведь причина затопления простая, – говорит ее сосед Валерий Коннов. – Вся талая вода с полей аж от самого Аргаша направлена в Труслейку. Через центральную дорогу в нашу сторону для воды сделана большая труба. А вот уйти в овраг образовавшаяся река не может – путь ей преграждает еще одна дорога, через которую трубы нет. Естественно, все идет на село, топит дома. Неужели трудно было еще одну трубу положить, когда дорогу строили? Или сейчас руководство не знает о проблеме? Ведь можно было еще прошлым летом сделать все как надо.

По словам всех пострадавших от стихии, местное руководство ведет себя весьма пассивно. Да, они пригнали трактор и прокопали траншею. Теперь вода хотя бы не прибывает. Но и уйдет она не скоро. А ведь можно было позаботиться обо всем заранее.

– Мы помогаем людям, чем можем, – отвечает на все вопросы глава Труслейского поселения Вадим Добычин. – Каждый день в зоне затопления работает трактор, и поток воды мы остановили. Но это природа, и знать, как и что произойдет, заранее не может никто. Сами жители, по сути, тоже предвидели затопление. Можно же заранее хотя бы из погребов все достать. А бороться со стихией тоже теперь думаешь – как! В прошлом году раскопали траншею, вода уходит. А к нам приехали из милиции, и написали на должностное лицо протокол. Нельзя, говорят, в этом месте дороги перекапывать.

По словам Вадима Николаевича, под угрозой еще и пруд в Труслейке. Уровень воды на нем достиг критической отметки. Поэтому решено было укрепить его мешками с песком. А на месте ведется постоянное дежурство.

Районы

Практически не пострадал от стихии Вешкаймкий район. Там была угроза, что может прорваться каскад прудов в селах Беклемишево и Стемасс. Но ничего страшного не произошло.

Самая крупная река находится в Сурском. И Сурский район тоже особо не пострадал. Даже хрупкий мост в селе Сара спасли благодаря взрывным работам.

– Мы готовились к худшему, – говорит глава Сурского городского поселения Вячеслав Куликов. – Но, слава богу, стихия обошла нас стороной.

Нет проблем и в Майнском районе. По информации руководителя районной службы ГО и ЧС Александра Кузмина, в этом году подтопления как такового в районе не предвидится вообще.

– Спасло нас то, – говорит Александр Вениаминович, – что осенью практически не было дождей. Грунт замерз насухую и теперь, как губка впитывает талую воду. Да и ночные заморозки сдерживают бурное таяние. Мы заранее произвели приспуск воды на трех проблемных больших водоемах – в Юшанском, Путиловке и Сущевке. Может быть, лишнего спустили, но зато надежно! На водоемах организовано круглосуточное дежурство.

Довольные

Как выяснилось, не все грустят по поводу того, что реки выходят из берегов.

– Половодье, это очень хорошо для рек и пойменных озер, – рассказал корреспонденту рыболов из Карсуна. – Уже несколько лет крупные реки, например, Барыш и Сура, не выходят из берегов. И озера зарастают травой. Некоторые и вовсе пересыхают, превращаются в болота. А если будет крупное половодье, всю траву их них утащит, заполнит водой и рыбой. А чем больше по времени не разливаются реки, тем меньше рыбы становится в пойменных озерах.