Итак поехали.

Мэрия города Ульяновска и Министерство строительства региона решило провести две параллельные процедуры оценки деятельности домоуправляющих компаний города.

Результаты Мэрии – вот здесь, результаты Минстроя – на сайте министерском не нашел, приходится довольствоваться тем, что опубликовал Симбирский курьер вот здесь.

Мэрия (насколько я понял) использовала вот эти критерии при составлении своего рейтинга: Критерии эффективности работы в жилищной сфере УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК.

Зачем нужны рейтинги управляющих компаний в сфере управления многоквартирными домами?

Согласно теории трансакционных издержек, когда экономические субъекты (в данном случае – это потребитель, управленец, ну и собственник – им может быть муниципалитет, а может быть и гражданин) взаимодействуют по обмену экономическими благами (в данном случае идёт обмен денег на услугу по управлению) у них, как правило, возникает “диспаритет” обладания значимой информацией о приобретаемом благе. Все это влечёт для сторон издержки – в том числе издержки сбора и обработки информации, ну или издержки от “пользования” некачественным благом.

Отметаем пока Управляющие компании и фокусируемся на потребителе. Для него – рейтинг – это в идеале некая помощь в получении информации о характеристиках субъекта, продающего ему услугу по управлению его общим имуществом в доме. До этого же он, потребитель, в принципе не знал, а чем отличается УК “А” от соседней УК “Б”, а если и знал что-то, то на уровне неких субъективных, отрывочных знаний.

Говоря проще, идеологи рейтингования, заботясь, конечно же, в первую очередь о “слабой стороне договора” – о потребителе должны были следовать логике удобства, функциональности и полезности (что самое главное) этих рейтингов для простого жильца многоквартирного дома, или для органа управления объединения таких жильцов – собственников – ТСЖ (или ЖСК).

Ну а теперь вопрос зрительскому залу – полезны ли для Вас, уважаемые, вышеуказанные рейтинги в том виде, каковы они есть сейчас, несут они для вас ценность, решают ли ваши специфические задачи?

Давайте рассуждать: смотрим вышеуказанные критерии эффективности работы управленцев – там их очень много, но все-таки вчитайтесь. Какие критерии для Вас важны, и способны влиять на степень удовлетворённости/неудовлетворённости от услуги, а? Можете так сходу? :)

А лично Вам интересно было бы увидеть в рейтинге немножко другие критерии, например:

– тариф на содержание и ремонт общего имущества в вашем доме при одной УК и в соседнем (точно таком же почти доме), но обслуживаемом другой компанией (я тут сознательно беру только те случаи, когда эти тарифы утверждает НЕ муниципалитет, а собственники жилых помещений по предложению УК);

– средний показатель времени на выполнение Вашей заявки на устранение недостатков или установления причин оного?;

– доступность “прямой горячей линии” того телефона, где Ваши заявки обрабатываются (как там вообще с Вами разговаривают, а в соседних домах как, а в домах на другом конце города)?;

– стоимость обслуживания всякой мелочевки типа домофона, антенны и т.п.?

– а количество претензий со стороны потребителей на эту УК, а количество проигранных ею судов Вашим соседям?

Список можно продолжать. Такой рейтинг, такие открытые сведения действительно вооружили потребителя бы той информацией, которая позволили бы ему отличать “зерна от плевел” и задавать кучу очень порой неприятных вопросам своим УК.

Так что, уверен, со стороны власти это конечно же огромный шаг вперед – первый и очень важный в этом направлении, впереди – просто огромное поле возможностей для развития идеи.

А для УК – это повод задуматься…время бежит вперед, степень конкуретности рынка растет (пусть и очень медленно благодаря не совсем уклюжей антимонопольной политике) – рано или поздно нужно будет открывать шкафы со скелетами, иначе…Хотя в России все возможно, ведь мы “поражение любой европейской идеи” :)

P.S. не воспринимайте пост серьёзно. Фантазии, не более, не более.