Хоккейный сезон завершился лишь в середине апреля. На традиционный турнир в Кирове съехались ветераны. Шесть команд, «гремевших» в разные годы на ледовых аренах страны, собрались вспомнить битвы, «где вместе рубились они», и тряхнуть стариной.

В состав «Волги» вошли пятеро димитровградцев и две ульяновские пятерки. Евдокимов, Князев, Наумов, Иванов, Терехов, Барбунов… Имена, с которыми связан расцвет русского хоккея в Ульяновске, и не только у нас. Теперь это история, оглядываясь на которую, больно видеть, как живет русский хоккей сейчас. Да и живeт ли он или доживает?

Помню, как пришeл первый раз ещe мальчишкой на «Волгу» (тогда ходили смотреть именно на команду, а не просто на стадион или на матч). Собственно, и прийти было непросто. Нужно было пробиться к кассам, а потом в пятитысячной толпе болельщиков найти место, с которого было бы видно хотя бы половину поля. Наумов, Афанасенко, Шубин, Князев, Землянов… Да, это была команда. Под стать ей и соперник – свердловский СКА. Игра закружила, затянула с первых минут. В такой хоккей было невозможно не влюбиться, не прийти сюда ещe и ещe…

Много видел с тех пор в хоккее разного: и хорошего, а чаще не очень. А в этом году привeл на стадион своих сыновей, давно мечтавших увидеть «настоящий» матч. Постояли 30 минут… «Папа, пойдeм домой».

Признаться мне и самому хотелось уйти. Не на что смотреть. Ни мне, видевшему совсем иные матчи, ни моим мальчишкам, для которых этот «хоккей» так и останется унылым перекатыванием мяча и отбыванием положенного времени на поле. Хоккей в Ульяновске, зажегшем в своe время десятки ярких талантов, медленно умирает. Уже несколько лет. Можно сделать бесплатным вход на стадион, можно даже раздавать болельщикам призы на входе, но… Уйдут вскоре с трибун те, кому за 60 – кто ходит на стадион скорее ради ностальгии по великим временам. Перестанут ходить те, кому по 30-40. Тех, кто моложе и призами при такой игре не заманишь. Останутся те, для кого это возможность выпить на воздухе. Но разве это хоккей?

Долго можно говорить, что в Ульяновске нет нормальной базы. Не построен стадион с искусственным льдом, не хватает средств на селекцию и привлечение звeзд. Можно даже затянуть пояса и бухнуть в «развитие хоккея» полбюджета области, но только будет ли от этого толк?

В Москве, например, деньги есть. Специально под бенди отгрохан гигантский стадион с искусственным льдом. Есть сборная России, выступающая теперь в форме московского «Динамо». А хоккея-то нет. Посмотрите (иногда на канале «Спорт» бывают трансляции), сколько болельщиков приходит на матчи лучшей команды страны в «Крылатское». Десять девочек из группы поддержки, десятка два-три специалистов и «случайных» граждан… и всe. На льду народа больше, чем на трибунах. И никакими «дворцами» и «звeздами» интерес к этому виду в москвичах не разбудить. Им сейчас он просто не нужен. Русский хоккей всегда развивался за счeт провинции. Свердловск (Екатеринбург), Красноярск, Хабаровск, Нижний Новгород, Кемерово, Ульяновск… Да, и в прежние годы талантливого паренька, выращенного в каком-то клубе, тут же призывали на «срочную» службу в «Динамо», но, отыграв 2-3 года, набравшись опыта, многие знаменитые игроки всe равно возвращались под родные знамeна. Теперь и не понять, кто где начинал. Есть одна команда, сначала выступавшая в Архангельске, потом перебравшаяся в Москву. Есть второй, третий состав сборной – в Казани, Красногорске, Кемерово – и дюжина прочих клубов, просто собранная в «вышку» для массовости.

Существует такая формула: сильные клубы – сильная сборная. Но ведь клубы! А не один московский клуб из приезжих игроков. Своих-то, доморощенных, в Москве, что-то не видно. Да и есть ли она сейчас – школа московского «Динамо»? И нужна ли, если в городе просто есть деньги и всех можно «купить». Может быть, всe это сделано ради мировых достижений? Но и с ними при одном суперклубе что-то не очень. Избалованные лeгкими победами в чемпионате страны, те же игроки уже в свитерах национальной сборной проигрывают «золото», а то и «серебро», шведам, финнам. Для которых, кстати, бенди – это скорее увлечение, а не основная работа.

Была несколько лет назад идея сделать-таки хоккей с мячом олимпийским видом. Опять что-то не получилось. 20 стран на пяти континентах – это, конечно, для бенди многовато. Но ведь поставили же на коньки монголов. Можно бы было и в Камеруне, и в Колумбии пару клубов зарегистрировать. Не факт ведь, что кeрлингисты «натирают пол» в Африке, а олимпийским этот вид стал. С хоккеем опять не срослось. Затрат много, а комплект медалей – один.

Ладно, оставим Олимпиаду и Москву. Не в столице русский хоккей начинался. Даст Бог, не умрeт он даже в Москве. Русский хоккей всегда был не элитарным, а народным спортом. И в этом, вероятно, его единственное спасение. Для того чтобы вид ожил, нужно строить не гигантские стадионы, а обычные коробки, если не в каждом дворе, то хотя бы в каждом квартале. Нужно их заливать, и не только к выборам. Нужно вкладывать средства в детские секции, дворовые, закупать коньки для мальчишек, как это было в советские годы. Нужно наконец-то вспомнить о детских тренерах. И не только о том, что они энтузиасты и фанаты своего дела, но и о том, что им тоже нужно что-то есть и во что-то одеваться. Нужно вспомнить о том, что все настоящие звeзды русского хоккея вышли не из элитарных секций на искусственном льду, а из дворовых коробок. И самое главное, нужно вспомнить о болельщиках. О том, что любая команда играет (вернее, должна играть) не для президента, губернатора, и даже не ради медалей и кубков, а именно для тех, кто ходит на стадион. Но об этом, кажется, забыли и в других видах спорта…

P.S. А ульяновские ветераны снова порадовали. На последнем турнире в Кирове они победили «Старт», «Родину», «Зоркий», сыграли вничью с красноярскими хоккеистами, и лишь в финале, в упорной борьбе уступили кировчанам. Но это как раз тот случай, когда победа – не главное.

До какого финала дойдeт современный хоккей с мячом в России, сказать сложно.

Владимир Коршунов