АННА КОРНИЕНКО

– Ребенок – зритель непривередливый: для него самое главное, чтобы на сцене что-то двигалось, – говорил художник-постановщик Сергей Сваричевский.

– Дети – самые сложные зрители, они очень тонко чувствуют фальшь, – утверждает главный режиссер театра Людмила Гаврилова.

А как на самом деле?

– Здесь мы будем смотреть спектакль, – говорит мама сыну, заводя его в зал кукольного театра, – выбирай, где хочешь сидеть.

Мальчик смотрит по сторонам восторженно: яркие мягкие кресла – это «цветочная поляна», стены с деревьями – это «сосны-великины». А вместо потолка – небо в звездах. Добрый и наивный ребенок ждет сказки, а что он видит за открывшимся занавесом?

Ужас гражданской войны – постановка по рассказу Шолохова «Жеребенок»: бои в разгаре, а лошадь главного героя Трофима (актер И. Фалюшин) отелилась. Убивать его надо, а жалко… Так и мучается Трофим всю повесть, в итоге же платит собственной жизнью.

– Этот спектакль мы поставили к 65-летию Победы, – говорит Людмила Гаврилова. – У Шолохова много проникновенных рассказов- против войны и «за» человечность, но каждый можно воплотить на сцене с нашими героями – куклами. Представьте, например, маршала-куклу, разве это возможно? А в «Жеребенке» главные действующие лица – кони, наш «материал».

Дети смеются, когда резвится жеребенок. Они отвлекаются и разговаривают, когда взрослые на сцене решают, как быть – не понимают юные зрители всей серьезности происходящего. Они даже смеются в эпизоде расстрела пленных – не чувствуют трагедии, не чувствуют… Поучительные моменты тоже не привлекают их внимания: как Трофим тщательно затаптывает костер перед отбытием; как его пасынок Мишка (актер И. Рудич) говорит жеребенку, что ночью нельзя громко разговаривать – спать нужно; как Рыжуха объясняет Маленькому (так зовут жеребенка), что грома не надо бояться – он добрый, потому что дает хороший дождь. Может, не стоит мучить ребят столь серьезными сценами? В детстве надо веселиться и радоваться беззаботной жизни…

Но постепенно детки начинают верить в происходящее (это, несомненно, заслуга актеров) и сопереживать. Вот ружье направлено на Маленького, и зал затих… Кто-то вздохнул, кто-то вздрогнул, две девчушки прижались друг к другу, обхватили себя ручками и сидят – не шевелятся. Эмоции артистов захватили маленьких зрителей. Финальный выстрел – и спектакль окончен. Утирают слезы малыши, украдкой смахивают слезу их родители. Победа, режиссер может расслабиться. Позади два месяца бесконечных репетиций, работа над куклами и костюмами, бессонные ночи…

– Было очень боязно показывать этот спектакль деткам в наше время, когда они научились не плакать, а высмеивать, когда агрессия «гасит» добрые эмоции. Надеемся, наш спектакль будет пробуждать чувство сострадания и жалости.

Удалась ли? Доволен ли самый «сложный» зритель? На вопрос: «О чем спектакль?» – каждый из них ответил по-разному: о войне, о жеребенке, о родительской любви и даже о долге. Но в одном юные зрители были единогласны. «Вам понравилось?», – спросила я. И они не задумываясь ответили: «Да!».