За 35 лет работы техническим инспектором труда профсоюза Мингачетдин Зебиров приобрел уникальный жизненный опыт
Железнодорожником Зебиров стал, что называется, случайно. В 1956 году окончил среднюю школу в селе Ломаты Мордовской АССР и за компанию с друзьями поехал сдавать документы в Ульяновское железнодорожное училище №1 на помощника машиниста паровоза. Перспективного парня с хорошим аттестатом зрелости взяли без лишних слов. Отец отговаривал сына, прочил ему другое будущее, но Мингачетдин был непреклонен.
– На паровозах я начал работать кочегаром уже на втором курсе училища, – вспоминает он, – так как железная дорога испытывала нехватку кадров. По окончании училища три года работал помощником машиниста и был с головой увлечен своей профессией. В 1961 году от локомотивного депо Ульяновск меня направили учиться в Гомельский институт железнодорожного транспорта. Со второго курса призвали в армию, в войска противовоздушной обороны. По окончании института работал мастером, а затем и старшим мастером в цехе профилактического ремонта локомотивного депо Ульяновск.
Отсчет профсоюзной деятельности Зебирова начинается с 1 декабря 1970 года, когда его назначили техническим инспектором ЦК профсоюза. Работа напрямую пересекалась с охраной труда, профилактикой, контролем и техникой безопасности на производстве. То есть, приходилось решать вопросы, касающиеся здоровья работников. По долгу службы не раз приходилось проводить расследования несчастных случаев на производстве.
В 1994 году Зебирова избрали заместителем председателя райпрофсожа, но вместе с тем он продолжал выполнять и обязанности технического инспектора. Он вспоминает эти годы с ностальгией:
– Работы было много, так как движение поездов по Ульяновскому отделению шло интенсивно, а, значит, создавалось больше рискованных, травмоопасных ситуаций.
Работа в профсоюзной организации изменила и меня как личность. В частности, я стал с состраданием и пониманием относиться к людям, как никогда остро ощущал на себе проблемы железнодорожников. Ко мне за помощью, зачастую, приходили работники, обиженные вышестоящим начальством. Может быть, у меня не всегда получалось помочь всем, но люди, порой, были благодарны мне только за то, что я выслушал их проблему, пытался разрешить конфликтную ситуацию. Именно поэтому особую гордость я испытывал в тех случаях, когда удавалось им помочь. Никогда не забуду ситуацию, когда мне пришлось отстаивать для работников Димитровградской дистанции пути бытовой корпус, который уже начали переоборудовать под кабинеты для руководящего состава. Руководство дороги не только пошло мне навстречу, но и выдало разрешение на строительство дополнительного, третьего этажа для работников. Я понял одну простую истину: получая поддержку, человек не будет носить камня за пазухой и выполнит любую работу, причем – с желанием. Набираясь опыта профсоюзной деятельности, я практически объехал всю нашу страну. В душе, наверное, я остался локомотивщиком, хотя сердцем всегда был профсоюзным работником.
Мингачетдин Зебиров – основоположник фамильной династии железнодорожников.
Профессию железнодорожника выбрал его брат с семьей, а также дочь Юля с мужем. У жены железнодорожниками были дед и отец.
Профсоюзная деятельность Мингачетдина Зебирова, завершившаяся в 2005 году, была ярким примером самоотверженного отношения к делу. Еще будучи техническим инспектором, он получил высшую награду отрасли – знак «Почетный железнодорожник». В его послужном списке имеются также значки «За активную работу в профсоюзе», «Лауреат премии Дорпрофсожа».
В свободное время Мингачетдин Зебиров занимается внуками, которых у него четверо: две дочки – от дочки и два сына – от сына. Такая вот получается арифметика жизни.
Автор: Александр Савенков