Культура начинается с мелочей

Ольга Савельева

Вот интересно: почему на фасаде самого крупного культурного учреждения города – ЦНК – много месяцев красовалась огромная, размером с трехэтажный дом, реклама одного развлекательного телеканала (причем развлекает он сериалами и шоу, о качестве которых и говорить не хочется)? А до этого на той же самой стене несколько месяцев рекламировали мебель? «Почему бы и нет?», – удивитесь вы. Ну если ЦНК был бы каким-нибудь центром нетрадиционной культуры – вполне можно и жидкость для мытья окон рекламировать (тем более, что окна в этом заведении моют раз в 20 лет).

Но учреждение, о котором идет речь, называется Центр народной культуры. И по странным прихотям его руководства на стенах здания рекламируют не лучшие коллективы, рожденные в этом центре, к примеру известный и за пределами Ульяновска ансамбль «XXI век», а явления, не имеющие к культуре никакого отношения.

Аренда стены под рекламу на главных учреждениях культуры города приносит доход? Пусть так. Но все же дико видеть у входа в Мемориал рекламу выставки шуб! Или одной из сотовых компаний. Неужели доходы от этих маленьких компромиссов столь велики? По тому же Мемориалу не скажешь. Зайдите со стороны Венца: не первый год огорожена часть внутреннего дворика – «Опасная зона». Куски плитки на голову падают…

Почему в поле моего зрения попали не самые, казалось бы, заметные штрихи культурной среды Ульяновска? Да потому что культурный облик города формируется из подобных мелочей. Точнее, с них начинается. С рекламы и афиши в том числе. Это как некий реверанс в сторону будущего зрителя. Демонстрация уважения к нему. Припомните-ка: где вы видели приглашение на концерты и спектакли? На покосившихся заборах, опоясывающих стройки? На небольших давно не покрашенных стендах, где афишам так тесно, что можно разглядеть лишь пол-лица Надежды Бабкиной или кусочек пиджака Криса Нор… ? На грязных трамвайных остановках в компании полуободранных объявлений «сниму-продам»? На стенах абсолютно случайных домов? Почему, для того чтобы четко понять, когда, во сколько и какие концерты можно посмотреть в филармонии, БЗЛМ или ЦНК, нужно добрести до самих учреждений, что не всегда по пути?

Как гармонично когда-то смотрелась аккуратная афишная тумба возле Дома Гончарова. Убрали. Говорят, дорожному движению мешала. Поставили нечто подобное на остановке «4-й микрорайон» – тут она, видимо, мешает местным жителям: вся замызганная, изрисованная. На остановках «Улица Кузоватовская» и «Автовокзал» в тумбах зияют раны, как после взрыва гранаты…

Можно превратить улицу Ленина в музей под открытым небом, наставить урн и скамеек, покрасить фасады домов и даже – о чудо! – заасфальтировать тротуар. Но если посреди улицы висят стенды с афишами времен царя Гороха, этакая заплатка на новом кафтане, это обязательно испортит впечатление от окультуренной улицы. Повторюсь: культурная среда не терпит небрежности, неряшливости даже в мелочах. Собственно, при наличии таких мелочей она перестает быть культурной. Превращается в унылую провинцию.

Есть еще одна культурная мелочь, которая не может не расстроить. Последнее время многие концерты, спектакли и вернисажи не собирают публику. И не сказать, что эти культурные мероприятия присутствуют в изобилии (ну разве что дорогими концертами звезд эстрады нас «перекормили»). И не упрекнешь их в легковесности и бессодержательности. Но… Гастроли Камерного театра из Москвы проходят без аншлагов. На открытиях выставок присутствует два десятка одних и тех же людей – художников, музейных сотрудников. Читаю на сайте департамента по делам культуры и архивного дела, что у нас побывал «Даниэль Кавка – один из наиболее активных и востребованных оркестровых дирижеров Франции». Более того, именно его концерт открывал традиционный музыкальный фестиваль «Мир. Эпоха. Имена» (бывший Ленинский). Зал наполовину пуст. И на других концертах фестиваля тоже. Стыдно перед «активными и востребованными». Признаемся себе, что ульяновская публика равнодушна к классической музыке? А как же ученики музыкальных школ, студенты училища культуры, музыкального и музыкально-педагогического училищ? Ну подарите им праздник, дайте пригласительные на концерт! Это я делаю намеки в сторону департамента культуры и архивного дела. Ведь не коммерческой пользы ради затевался фестиваль о мире, эпохе и именах.

Ох, рано мы устремились в «культурные европейские столицы». Неужели и в «европах» на афишах от руки, корявым почерком пишут о месте и времени концерта?