Жан Миндубаев

Ровно неделю назад, 16 апреля, в Ульяновск съехались руководители региональных парламентов Приволжского федерального округа. Тема, которую обсуждали парламентарии, обозначалась так: «О формировании законодательной основы деятельности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ, находящихся в пределах ПФО».

Поначалу мероприятие представлялось мне затеянным ради очередной галочки. Однако, по мере «раскрытия темы», становилось ясно, как глубока и драматична поднимаемая проблема; какие трагические человеческие судьбы она затрагивает; как существенны и застарелы законодательные недомолвки и «прорехи», оставляющие вне правового поля насущные нужды десятков тысяч юных российских граждан…

Участники заседания, приняв необходимые решения, разъехались. А проблемы пока остались. О них и шла наша беседа с организатором этого совещания, координатором Ассоциации руководителей представительных органов государственной власти субъектов РФ Приволжского федерального округа Борисом Зотовым.

– Борис Иванович, чем обусловлена встреча законодателей ПФО в Ульяновске? Я имею в виду не столько географию, сколько побудительные мотивы: надо «сверить часы»?Выработать общую стратегию в законотворческом процессе регионов? Обсудить разные точки зрения на одни и те же проблемы провинциальной России?

Б.З.: И то, и другое, и третье. Если говорить откровенно, проблема «дети – государство – общество» у нас в стране сильно подзапущена. И власть, и общество в последние десятилетия довольно безразлично относились к тому, как живется детям. Находятся ли они под надежной защитой закона? Не испытывают ли они несправедливое отношение к себе со стороны взрослых? Мы видим, что сплошь и рядом наших потомков третируют, унижают, порой просто даже не считают людьми. И это происходит как в семьях, так и в детских учреждениях.

Понятно, что такое положение нетерпимо! Именно поэтому и федеральные, и региональные власти начали всерьез заниматься заботой о детях. Уже с десять лет существует в России институт уполномоченных по правам ребенка. Но их еще очень мало: на всю страну – пятьдесят человек. А в ПФО всего пятеро. Значит, в большинстве регионов права детей просто некому (по большому счету) постоянно и системно отстаивать.

Но проблема не только в этом. До сих пор не закончено формирование законодательной базы, на которую должен опираться институт уполномоченных по правам ребенка; не обозначены четкие принципы создания финансовой и структурной базы для эффективной работы детских обмудсманов. А согласно принятым стандартам Европейской сети института уполномоченных по правам ребенка такой нормативный правовой акт должен быть максимально высокого уровня.Значит, необходим коллективный анализ того, что имеем. Нужны рекомендации по совершенствованию важнейшей государственной функции. Для того и собрались в Ульяновске руководители Ассоциации законодательных органов государственной власти субъектов ПФО.

– Давайте поговорим о проблемах законотворчества чуть позже. Не могли ли бы Вы обозначить хотя бы пунктирно те главные беды, с которыми повседневно сталкиваются наши дети? Это безнадзорность, родительское наплевательство, государственное безразличие к тем юным гражданам, которые завтра будут определять как лицо нашей страны, так и создавать ее благополучие?

Б.З.: Да все вместе! Начну с цифр. По некоторым, на мой взгляд, неполным данным, ныне в России насчитываются десятки тысяч беспризорных детей. Помимо этого 16 тысяч находятся в детдомах и приютах. Многие родители из рук вон плохо, а порой и преступно относятся к своим обязанностям. Все это, вместе взятое, и создает громадный клубок проблем, противоречий. И, естественно, личных драм как детей, так и взрослых.

Возьму конкретные проблемы. Во многих детдомах детьми занимаются люди с сомнительным педагогическим дарованием. Немало случаев, когда воспитывают детей даже люди с неснятыми судимостями. Руководители детских учреждений подчас обкрадывают своих подопечных – взять хотя бы случай в Саратовской области, где директриса превратила детское учреждение в место проживания и кормления своих родственников…

Грубость, оскорбления, физическое воздействие на детей, к сожалению, пока не являются исключением. Институт защиты детей в России еще настолько не развит, что многим даже не приходит в голову, что юные граждане России обладают такими же правами, как и взрослые. Из тысяч обращений в различные органы по поводу дискриминации детских прав самими детьми инициирована лишь ничтожная часть. Думаю, что комментарии здесь излишни.

А проблема обеспечения выпускников детских домов жильем? Ситуация ужасающая. По закону бывшим детдомовцам должно предоставляться жилье. А на деле его практически нет! Потому что закон существует, а средства на его реализацию отсутствуют. Сплошь и рядом не исполняются даже решения судов по этому поводу. Именно потому участники нашего совещания с одобрением встретили предложение Полномочного представителя Президента Г. Рапоты о том, чтобы федеральный центр финансировал исполнение вышеназванного законоположения.

Не все ладно и с весьма положительно воспринятым обществом материнским капиталом. Конечно, это существенная поддержка и детей, и взрослых.Именно потому, кстати, правительство Ульяновской области установило и региональный именной капитал «Семья» в размере 100 тысяч рублей женщинам, не достигшим 35-летнего возраста при рождении (усыновлении) третьего ребенка. Этим капиталом можно будет воспользоваться по достижении ребенком полутора лет. Однако выявляются и проблемы. Скажем, материнский капитал, выдаваемый по федеральному закону ¹256, семья может использовать только тогда, когда ребенку исполнится три года. А как быть, если ребенок вдруг заболел – предположим, в полтора-два года? Его же надо лечить! А использовать материнский капитал закон запрещает…

Все эти проблемы и рассматривались участниками нашего совещания. И были приняты соответствующие рекомендации в адрес исполнительных властей, Госдумы.

– Разнообразие проблем решать уполномоченным по правам ребенка, институт которых должен быть в течение этого года образован по всей России?

Б.З.: Ну, им одним с этим не справиться. Эту целину придется вспахивать всем сообща: и государству, и обществу, и местным органам власти. И самим родителям, конечно. Ведь чужих детей не бывает, они все наши.

Надо подчеркнуть вот что.Уполномоченный по правам ребенка должен быть независим и самостоятелен в своей деятельности. Прежде всего эта независимость касается административной и финансовой сфер, что необходимо четко закрепить в правовых актах, регулирующих вопросы учреждения и функционирования уполномоченных по правам детей.

Омбудсман должен иметь возможность заниматься не только частными случаями, но и системными вопросами нарушения прав детей. Это подразумевает, что он имеет возможность обращаться в государственные органы с ходатайствами, предложениями, рекомендациями по вопросам: защиты и восстановления прав конкретных детей, отдельных групп детей и детей в целом; изменения законодательства, административной и судебной практики; принятия необходимых решений, совершения каких-то действий или, наоборот, воздержания от них и так далее.

Уполномоченные по правам ребенка должны иметь возможность проводить независимые проверки соблюдения прав детей учреждениями, организациями, должностными лицами, как на основании поступивших обращений граждан, так и по личной инициативе.

Право уполномоченного на обращение по вопросам своей деятельности к любым должностным лицам государственных и частных организаций подразумевает обязанность этих лиц представить аргументированный ответ. В случае неисполнения указанной обязанности должностное лицо должно быть привлечено к ответственности на основании действующего закона.

– Для выполнения всех этих положений и требуется та правовая основа, о которой так много говорили на совещании?

Б.З.: Да, конечно. Общее мнение таково: оптимальным вариантом правовой базы независимого уполномоченного как самостоятельного государственного органа должен быть закон субъекта РФ «Об Уполномоченном по правам ребенка».Проведенное нами совещание законодательных органов субъектов РФ ПФО – важный этап подготовки к принятию этого правового акта.