Разработана программа диагностики качества образования

Всегда ли оценка, которую педагог поставил ученику, объективно отражает уровень его знаний? И можно ли максимально объективно оценить качество получаемых в школе знаний, а значит, и уровень преподавания? Вряд ли найдутся педагоги и родители, которые не задают себе подобные вопросы. Один из вариантов ответа нашли в Комитете по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области. Рассказывает председатель комитета, кандидат педагогических наук Марина Алексеевна Батанова.

М.Б.: В ноябре 2009 года нашим комитетом инициирован проект по общественно-государственной оценке качества образования «Дикобраз». Это автоматизированная тестовая система диагностики качества образования. Уникальность проекта заключается в простоте технологии и эффективности компьютерной диагностики, независимости, открытости и прозрачности оценок. Сейчас в проекте участвуют 220 школ из всех районов области.

– Как мы сейчас любим говорить, качество образования – очень злободневная тема…

М.Б.: Новая волна разговоров о качестве образования возникла после повсеместного внедрения единого государственного экзамена. В прошлом году после сдачи ЕГЭ мы получили не очень утешительные результаты. Увидели, что большое количество детей не справились с ним и не получили аттестаты о среднем образовании. В связи с этим качеством образования плотно занимаются сегодня во всех регионах. Так как в настоящее время в стране не определены единые подходы к оценке качества, то каждый регион разрабатывает их самостоятельно. Мы сделали это в проекте «Дикобраз».

– Недавно ваш комитет провел презентационный семинар-практикум, на котором о «Дикобразе» рассказали коллегам из Самары, Нижнего Новгорода, Чувашии, Башкортостана, Мордовии. Что им показалось самым интересным?

М.Б.: В других регионах проверяют качество знаний в 9-х классах. Но только у нас на компьютерах тестируют четвероклассников. Конечно, были опасения, особенно у сельских учителей, что детям будет тяжеловато, это своеобразный стресс, что не все они знают компьютеры в совершенстве. И что получилось? Ребятишки не тушуются, не волнуются, садятся и сдают. Главное – знать материал.

– Кто и откуда берет материалы для тестов?

М.Б.: Интернет-издание «Инновации и образование» воспользовалась тестами из открытого доступа Федерального института педагогических измерений и из материалов по ЕГЭ. Далее с ними работают ассоциация «Лучшие школы Ульяновской области», сетевое объединение общественных методистов, адаптируя тесты по материалам, которые уже изучены в учебном заведении. И тесты отправляются в школы – только по их заявкам. Потому что школа в первую очередь заинтересована в том, чтобы качество образования у учеников становилось все лучше и лучше. Пока тестирование проводится по русскому языку и математике.

Школа получает независимую оценку – что чрезвычайно важно, педагоги проводят работу над ошибками, видят, какая тема «западает» у какого ученика. Мониторинг, проведенный на основе полученных результатов, показал: только 21 % результатов внутришкольного контроля совпал с результатами независимой оценки, в 42% – выше результатов независимой оценки, в 37% – ниже.

– Наверное, каждый педагог понимает важность такого тестирования, но не каждый готов, морально готов, ведь это же и проверка самого учителя – как он научил своих подопечных?

М.Б.: Осенью мы выезжали в каждый район, собирали директоров, обучали, все показывали-рассказывали – попробуйте! Нет никакого субъективизма: вот Леночка Иванова – хорошая девочка, ей надо ставить «отлично». Оценку поставит компьютер. Были сомнения, что в сельских школах сами учителя не захотят проходить тестирование в силу определенной специфики. Бывает, учитель ведет и химию, и физику, в ущерб качеству одного из предметов. В общем, думали – скажут: у нас и так хорошо, у нас своя система управления качеством в школе. Нет, этого не случилось. Ни одного случая не было, чтобы наша система тестирования – подчеркну: необязательная! – кому-то не понравилась. Наверное потому, что мы знаем проблемы ульяновских школ изнутри, не понаслышке, и готовим тесты в соответствии со стандартами начального, общего, среднего (полного) образования.

Еще один важный момент. Бывает, берем 12 учеников 4-го класса и все они проходят тест на «двойку». Начинаем работать с этой школой. Спрашиваем у директора: осмелитесь рассказать, почему ваши дети получили «двойки?» Объясняют: эту тему просто написали в журнал, хотя дети не учились по причине морозов. Вот эту тему не освоили, потому что класс сорвали на мероприятие. Будем догонять. То есть мы взаимно открыты и доверяем друг другу. И в конечном счете все идет на пользу качеству образования.