Дискуссионная площадка.

Есть темы, про которые можно смело сказать: большое видится на расстоянии. Прошедшая в прошлом выпуске «Времена.RU» дискуссия региональных политиков о значении имени вождя мирового пролетариата и земляка каждого ульяновца Владимира Ильича Ленина не смогла выявить точек схождения мнений, хотя в известной степени показала естественный патриотизм. Однако тема этим, конечно же, не исчерпана, поскольку, по мнению всех без исключения – и сторонников и противников Ленина, – это фигура мирового масштаба и уж во всяком случае – всей страны. Мы задали вопросы нашей дискуссионной площадки известным в России и по-своему авторитетным людям, мнение которых показалось нам весьма содержательным. Александр Проханов, Николай Сванидзе и Валерия Новодворская ответили на вопросы наших корреспондентов. А интервью с Сергеем Доренко о роли Ленина, параде Победы и исторической миссии России читайте в следующем номере. Дискуссия продолжается…

P.S. Радиоверсию проведенных нами интервью можно услышать на нашем сайте www.vremenaru.com

1. Какое значение имеет имя и личность В.И. Ленина в наши дни, если говорить об этом реально? Исторический образ, символ для политических демаршей, мумия вроде Тутанхамона?

2. Как следует отнестись к его идеям сегодня – забыть их, воспринимая как историческую данность, творчески использовать, что-то возродить? Нужны ли его идеи сегодня?

3. Как следует его родине – Ульяновску – использовать бренд Ленина? В качестве приманки для туристов? Забыть и переименоваться в Симбирск, сделав вид, что Ленина не было?

Александр ПРОХАНОВ:

1. Я думаю, что имя Ленина вписано в анналы истории так же, как имена Аристотеля, Александра Македонского, Гитлера, Наполеона, Саванароллы. Просто сегодняшнее человечество занято суетой и не склонно рассматривать свою историю во всей ее полноте и величии. И поэтому и названные мною имена отодвинуты на задний план исторического и социального интереса. Но имя Ленина занимает среди них одно из самых видных, мощных и прекрасных мест.

2. Ленин был основоположником так называемого «красного проекта», который существовал 70 лет, проекта, который пережил очень сложную эволюцию восхождения и нисхождения. Именно за счет красного проекта человечеством была одержана самая великая в истории человечества победа 45-го года… Ее величие можно сравнить только с Христовой жертвой. Она исправила пути мира так же, как 2000 лет назад их исправил Христос и затем красный проект вывел первого человека в космос. Вот эти две заслуги красного проекта являются главным достижением ленинизма. А все что связано с иным: как нам обустроить Рабкрин, или повесить попов, или устроить план ГОЭЛРО – все это, конечно, конъюнктура того реального периода…

3. У ульяновцев есть Волга и Ленин – эти два бренда, как говорят сегодня. Отказаться от Волги и отказаться от Ленина – это вещи одного порядка. Откажитесь – и тогда Ульяновск останется просто на бобах… Я думаю, к этому и придет. Найдутся в Ульяновске те, у которых башка съехала набекрень, как и у всего остального населения России, – они откажутся от имени Ленина и будут называться Симбирск. Ну и ладно… Это потеря исторической памяти и величия… Бывает… Превращение людей в насекомое очень хорошо описал Кафка. То, что ульяновцы не поддержали сегодня идею переименования – это правильно. Но тотальная пропаганда, которая длится давно, может сделать свое дело. Захотят переименовать.

Можно поверить лживой пропаганде. Вот еще пятьдесят лет будут долбить людям, что, как только Ленина вынесут из мавзолея, потекут молочные реки и будут кисельные берега. И вынесут. Пропаганда… Геббельс – великий человек был, учтите…

Валерия НОВОДВОРСКАЯ:

– Какое значение имеет имя и личность В.И. Ленина в наши дни, если говорить об этом реально? Исторический образ, символ для политических демаршей, мумия вроде Тутанхамона?

В.Н.: Для молодого поколения – это уже миф, причем они его путают с таким же энтузиазмом, как перепутали бы всех греческих богинь и всех греческих героев: крылья от одного, а подвиги от другого, и непонятно, где кончается Лернейская гидра и где начинается Медуза Горгона.

Для старшего поколения – это артефакт, это привычные декорации. Многие чувствуют некоторую фрустрацию при мысли о том, что этого не будет.

Для профессиональных коммунистов – это точка отсчета, для тех, кто им кормится. Это не только точка отсчета, это базис, это надстройка, это тотем. Куда денется колдун, если он признает, что никакой магии нет, что он с духами не разговаривает? Кто его станет кормить? Вот это камлание – непременная часть культа.

Для европейских политиков левого толка – это, к сожалению, краеугольный камень. Для социалистов, коммунистов… Хотя они не собираются жить по-ленински и прекрасно понимают, что они не получили бы ни комфорта, ни безопасности, ни прогресса; они не собираются устраивать себе ни военный коммунизм, ни раскулачивание. Они просто делают некоторые глупости, вырывая из глотки у государства те льготы, которые уничтожают основы самого капитализма.

– А зачем им Ленин тогда?

Им Ленин нужен, потому что, если они откажутся от Ленина, от их доктрины не останется ничего. Тогда им придется прийти к избирателям и сказать: «Знаете, никогда в жизни не было, не может быть и не будет социалистического государства! Не было никакого социализма с человеческим лицом, были только одни злодеи и одни преступления, но поскольку мы хотим, например – французы, сидеть в Национальной Ассамблее, то подайте нам ваши голоса на пропитание». Как вы думаете, много голосов они получат?

Они же все приезжали к нам на съезды КПСС. Они сначала получали подпитку, а потом это стало чем-то вроде утренней зарядки, ритуала. Как может существовать пионерский лагерь, если утром нет линейки и если нет подъема флага? Как себя будут ощущать вожатые? Кто их назначит тогда вожатыми? А они хотят быть вожатыми. Поэтому это все одно вранье. И когда Франсуа Ниперам позволил, чтобы его жена встречала на крыльце Фиделя Кастро, это не значит, что он не знал, что творится на так называемом «Острове свободы». Я думаю, что знал прекрасно, но не хотел переименовывать партию и ни в коем случае не хотел менять профессию. Вот для очень многих европейских социалистов – это вопрос самоидентификации. Не то что они собираются равняться на Ленина, но им бы было крайне обременительно переписывать начала программ и придумывать новые названия и – главное – объяснять, что ничего такого в принципе быть не может. Как Ленком. Вот почему прогрессивный, оппозиционный Ленком не меняет название? Это бренд. Почему «Московский комсомолец» не меняет название, хотя это самый настоящий позор, а не бренд? Они этого не понимают.

– Как следует его родине – Ульяновску – использовать бренд Ленина?

Следует сделать что-нибудь реальное, а то ведь Гитлер тоже был австриец, но там, простите, еще что-то было. Шницель по-венски, например, торт «Захер», венская опера, голубой Дунай. Как-то живут – не тужат без Гитлера, перекрестились, что его больше нет.

Эта скудость – она от скудоумия. Если они и дальше будут сидеть на этом наркотике, то они очень печально закончат тем, чем кончали все наркоманы. Они все это время потратили зря, пока гонялись за призраком Ленина. Надо было искать смысл учиться жить, работать-зарабатывать, стоять на собственных ногах. Не надо искать сакральный смысл, вот пусть конституцию читают. А если нужен сакральный смысл, то это построение капитализма. Вот пусть строят.

Николай СВАНИДЗЕ:

1. Сегодня имя Ленина не имеет никого значения. Для некоторой части населения – особенно пожилой – это, конечно, политический бренд, но если говорить откровенно, то он существенно затемнен и заменен брендом Сталина для этой части людей. А для остальной части, молодой, он практического значения не имеет.

2. Я думаю, что нет. В его идеях рациональных зерен не было. В его идеях были те же зерна, что и во всех уравнительных теориях, существовавших тысячелетия во всех странах мира. И Ленин, будучи человеком несомненно очень одаренным и очень талантливым, многое из этих идей взял, переформулировал, адаптировал к российским реалиям и так далее. А самостоятельных, конструктивных идей у него не было.

3. Я в принципе не сторонник вообще переименования городов по имени каких-то знаменитых людей, которые в них жили. Старое русское название Симбирск, оно, по-моему, абсолютно хорошо звучит. Конечно, забывать о том, что в этом городе жил Ленин, на месте ульяновцев я бы не стал – для этого города этот факт остается несомненным брендом. Но само название Симбирск мне нравится больше.