В рамках международного фестиваля «Мир-Эпоха-Имена», организованного областной филармонией, в Ульяновске дал концерт джазмен, мультиинструменталист, заслуженный артист России Вениамин Мясоедов.

Два года назад он играл для ульяновскх поклонников джаза и так всех очаровал, что некоторые потом обращались к директору филармонии с просьбой повторить концерт. Хотя музыкант колесит по всему свету, возможность заглянуть к нам он все же нашел.

Во всех отношениях это личность необыкновенная. Вениамина Вениаминовича музыканты между собой называют Венечкой – за сердечность, доброту и простоту в обращении. У него синие молодые глаза, и никто не скажет, что ему скоро стукнет 60. До сих пор он – сгусток энергии, заражает своей увлеченностью джазом и музыкантов, и слушателей.

Что касается послужного списка, то Мясоедов – полковник военно-оркестровой службы, доцент Московской военной консерватории, где преподает на военно-дирижерском факультете. Одновременно он – солист Центрального эстрадно-симфонического оркестра Министерства внутренних дел.

Хотя Вениамин Вениаминович не относит себя к композиторам, пьесы его сочинения «Архаик-блюз», «Сопилка-блюз», «Окарина» играют все – от учащихся музыкальных школ и студентов джазовых отделений консерваторий до профессиональных ансамблей и оркестров. Партитуры мясоедовских произведений пользуются хорошим спросом у пользователей Интернета.

Он играет джаз этнической направленности, и потому программа концерта в Ульяновске была составлена так, чтобы представить публике национальные музыкальные инструменты разных народов мира. Маэстро, вместе с Ульяновским государственным духовым оркестром «Держава» под поочередным управлением заслуженного артиста России Николая Булатова и заслуженного артиста России Валерия Уткина, исполнял произведения Саульского, Василенко, Струкова, Миллера, а также свои собственные. Весенним пением птиц был наполнен впервые сыгранный «Ульяновск-блюз». Это пьесу Мясоедов написал за день до выступления в нашем городе и подарил ее слушателям.

В его руках саксофон сменялся шалюмо – инструментом, родившемся в Древнем Египте, итальянская окарина уступала место украинской сопилке. И о каждом он рассказывал какую-нибудь любопытную историю.

Удивительной красоты голоса древнейших инструментов навевали волнующие образы, вызывали из глубин подсознания пра-вос-поминания. Как утверждает музыкант-виртуоз, мелодии, из них извлеченные, обладают терапевтическим действием, благотворно действуют на организм человека и на его душу.

Особенно сильный подъем восторга у слушателей джазмен произвел в финале концерта. Облаченный в нацональный шотландский костюм со всеми полагающимися атрибутами и с волынкой наперевес, он походкой победителя прошелся по проходу в зрительном зале к сцене. Настоящий полковник исполнил на экзотичечском инструменте «Рок вокруг часов» Миллера из репертура Пресли.

Завершая вечер, артист поблагодарил оркестрантов за профессионализм. Духовых оркестров в России, увы, осталось не так уж и много. «Держава» в Ульяновске продолжает традиции духовой музыки, за что ей честь и хвала.

Накануне концерта корреспондент «УС» успела задать музыканту несколько вопросов.

– Вениамин Вениаминович, с чего началось увлечение джазом?

– В детстве я занимался живописью. Но в начале 60-х годов прошлого века познакомился с творчеством ансамбля «Три плюс два», и это изменило мою жизнь.

Еще была удивительная программа на радиостанции «Юность». Она называлась «Метроном» и шла по пятницам поздним вечером. Меня мама гоняла за то, что я ее слушал, прятала приемник. Это была единственная программа в СССР, представлявшая джаз. И тогда у меня открылось то чувство, что называется любовью. Оно до сих пор сопровождает меня. И это не только любовь к музыке, но и к женщине, к тому, чем я занимаюсь и, в конечном итоге, – к жизни.

– Какой из экзотических инструментов любите больше?

– Это то же самое, если Вы спросите, кого больше любишь: папу или маму, дочку или сына?

– А когда Вы влюбились в волынку?

– В 1989 году впервые попал на фестиваль военных оркестров, который проходил в Бельгии. И там я услышал оркестр волыночников. Это зацепило меня, я ушел «больной» после прослушивания. Года четыре назад приобрел инструмент. Он редкий, его делают только в Шотландии, и то по заказу. Это не просто инструмент, а часть души шотландцев. Он – боевой, входит в состав шотландских военных оркестров. И конечно, появляться на сцене с волынкой без соответствующего костюма, создающего определенное состояние, нет смысла. Оказывается, килт – юбка – изначально мужская одежда. Раньше мужчины ходили, завернувшись в шкуру, наподобие юбки. А женщины это позаимствовали.

– Вы сами испытываете на себе терапевтическое воздействие инструментов, на которых играете?

– Безусловно. Я люблю все натуральное: чистый воздух, родниковую воду. То же – с инструментами. Они чистые по своей природе, сделаны из дерева, глины. Их вибрации согармоничны моему организму. И этой гармонией я хочу поделиться со слушателями. Музыка, которая исходит из них, как хорошее вино, попадает сразу в кровь, минуя желудок. Или – как проникающая радиация: сразу доходит до души…