Владимир Спиваков всегда мечтал забросить «большие» проекты и проехаться по глубинке. Иногда мастеру это удается. На днях его «Виртуозы Москвы» побывали в Ульяновске.

Спустя два года маэстро прибыл в Ульяновск вновь. Впервые – со своим коллективом «Виртуозы Москвы». Город опять встретил аншлагом и благодарным залом. Ульяновск можно называть культурной периферией, но что у нас всегда умели, так это ценить серьезную музыку и принимать истинных мастеров. Сегодня кажется невероятным, что прославленного камерного оркестра могло не быть у России, будь Спиваков чуть более космополитом. Музыкантам не раз предлагали сменить «прописку». Естественно, с условием – поменять второе слово в названии. Стать, например, «Виртуозами Барселоны». Но Владимир Теодорович решил, что его виртуозы могут быть только московскими. А поработав несколько лет за границей, вернулся на Родину.

…Его мама рассказывала, что, когда играла польки, маленький Володя, едва научившийся стоять, подскакивал, а под звуки вальса раскачивался в своей кроватке. Теодор Владимирович Спиваков, отец музыканта, при возможности приходил к сыну на уроки в музыкальную школу. Все очень скрупулезно записывал, а затем дома занимался с отпрыском. У него был свой «педагогический метод»: отец клал на стол коробок спичек, и сын за время урока должен был его коробок опустошить. Володя играл пассаж — отец вынимал спичку, повторял пассаж — еще одну. Затем коробок нужно было снова заполнить в обратном порядке. Когда все спички оказывались на месте, занятие заканчивалось. Эта история так понравилась Владимиру Машкову, что он включил ее в фильм «Папа».

Спиваков при всей своей неземной популярности и прижизненном статусе гения сумел сохранить искренность в общении со слушателем и умение восхищаться самыми простыми вещами. Маэстро называет это «просветленным взглядом на мир». Конечно, не утратить его Владимиру Теодоровичу помогает музыка: «Благодаря музыке, тому духовному миру, к которому я имею счастье прикоснуться, можно почувствовать вечность. Мандельштам говорил: „Поэзия – это осознание правоты“. А для меня – музыка. Даже больше, музыка для меня – это религия. Бывает невозможно остановить хотя бы на миг это внутреннее звучание. Вслушиваешься даже в тишину. Один из великих поэтов сказал: „Слушайте тишину, она окружает вещи“. Уметь ее слушать – большое искусство».

А еще дирижеру и музыканту помогает общение с детьми. Учредитель благотворительного фонда для малышей и подростков, Спиваков не только открывает новые звезды и дает им путевку в жизнь, но и поддерживает ребятишек из социально незащищенных слоев населения. Маэстро считает, что дети – национальная идея России:

— Я наблюдаю, как ребята, находящиеся под опекой нашего фонда, становятся другими. И то зерно добра, которое дают им наши сотрудники, меняют их жизнь и мировоззрение. Познавшие любовь в детстве начинают понимать, что самое главное в жизни. Нет большей радости, чем сознавать свою причастность к этому процессу, видя, как они становятся замечательными музыкальными исполнителями и добрыми людьми.

Выполняя огромное количество работы по «окультуриванию» чужих душ и окружающего пространства, Спиваков называет себя солдатом, который «обязан идти, пока его держат ноги, пока не убьют. Он не думает о здоровье, о настроении. Есть задача, которую нужно решить». Владимиру Теодоровичу удается удержать тот баланс между принадлежностью к культурным “верхам“ и хорошей светскостью, при котором его не упрекнут ни в популизме, ни в снобизме. Он не побоялся выглядеть смешным и принял участие в озвучке нового мультфильма аниматора Гарри Бардина “Гадкий утенок” — изобразил там петуха. А один из таблоидов недавно назвал Спивакова и его супругу Сати самой стильной парой России.

…Дирижер отмечает, что хотя лично не может в корне поменять ситуацию в стране, живет по законам своей совести и, если может помочь, помогает.

— Культура — понятие емкое, в него можно включить практически всю деятельность человека. Сюда относятся и милосердие, и медицина, и культура общения и принятия законов в парламенте, и работа правительства. Ничего не имею против национальных приоритетов, но считаю, что пришло время власти осознать, что в первую очередь нужно поддерживать людей, формирующих духовную сферу страны, культурную, творческую элиту. Карамзин писал: история одного народа принадлежит царю. Александр Сергеевич Пушкин его поправил: история народа принадлежит поэту.