В России осовремененные модели Ульяновского автозавода как-то не идут. Россиянам куда милее старый “УАЗ-469”. За 30 лет своего существования он стал таким же узнаваемым, как самовар, матрешка или автомат Калашникова.

«Козлик», как его прозвали в народе, служил и в Советской Армии, и в странах Варшавского договора. И конечно, был незаменим на полях страны, в условиях сельского бездорожья. Однако в 1993 году выпуск «469» прекратили. И вот теперь руководство завода решило возобновить выпуск этой модели. Почему, узнал Владимир Самборский.

Он на «УАЗиках» не то, чтобы собаку съел, но выиграл не одно соревнование. Этот внедорожник Александру несколько лет назад достался в наследство от военных. Он модернизировал его для гонок по бездорожью. Сейчас ждет, когда к нему приедет новая «469». Услышав о возобновлении производства, он заказал себе машину.

«Конечно, есть недоработки, которые нужно устранять, но «УАЗ» вроде старается», – отмечает автогонщик Александр Иванов.

Исторический момент. С конвейера Ульяновского автозавода сходит обновленный «УАЗ-469». Возвращение к еще не забытому старому по просьбам трудящихся. В 2003-м на смену «козлику» пришел «Хантер», еще через два года – «Патриот». Но потребитель стал требовать чего-нибудь железного, дешевого и неприхотливого. «У нас есть отдел, который занимается изучением пожеланий», – рассказывает начальник производства Дмитрий Пришвин.

Потенциальные владельцы убеждены: начало производства недорогого автомобиля, а «469» почти на треть дешевле своих собратьев, совсем даже неслучайно совпало с началом программы по утилизации. На заводе уверяют, что это не так, но охотно рассказывают о бонусах, которые полагаются, если поменять автометаллолом на новый “УАЗик”.

«50 тысяч дает государство. Губернатор Ульяновской области дает еще 50 тысяч. Завод – 20 тысяч», – поясняет начальник производства. Вновь поставленный в серию автомобиль здесь позиционируется как самый проходимый отечественный внедорожник. Даже более молодые собратья «УАЗа» не могут того, что под силу ему. И хотя внешне машина почти не изменилась за 40 лет, новшеств внутри немало.

Как рассказал начальник отдела подготовки производства Игорь Волков, поставили новый, более сильный двигатель – 174 л.с.

А еще новая косозубая однорычажная раздаточная коробка и гидроусилитель руля. Кроме того, сняли все пластиковые обвесы, что были на «Хантере» и поставили брезентовый верх.

Производители старались добавлять как можно меньше технически сложных опций. Самый проходимый отечественный внедорожник собирают на самом коротком в мире конвейере – 169 метров. Всего за полчаса стальная рама превращается в автомобиль.

Новый двигатель делает машину надежнее и экологичнее, но гораздо сложнее. По мнению Александра Иванова, не самое ценное качество для спорта и села. Он говорит, что инжекторный двигатель сложнее, его ремонтировать можно только в сервисе, потому что нужна компьютерная диагностика.

На заводе рассчитывают, что машина ломаться не будет. Каждый экземпляр после сборки тщательно проверяют. Кузов, салон, двигатель. Даже под днище заглядывают. Затем внедорожник отправляют на испытательные стенды.

Вот здесь машина получает путевку в жизнь. Барабаны имитируют движение по дороге. И если машина пройдет так 5 километров без всяких проблем, то получит гарантию на 50 тысяч.

Чтобы окончательно расставить все точки над «и», некоторые образцы отправляют на трек. Если машина проезжает по бездорожью около 2-х километров – знак качества поставлен.

А это тест от потребителя. Андрей Рыбакин проводит проверку на прочность своей машины. Результаты испытаний снимает на видео.

Вместе с товарищами он пытался сделать пародию на английский Top Gear. Когда выложил в Интернет первый видеоролик, появились поклонники. Теперь он почти серьезно отвечает на те вопросы, которые не любят производители.

«469» создавался для военных. И в новом варианте, по большому счету, так и остался машиной военной.

«Какая компоновка была, такая и осталась. Такая же неудобная, дверь и салон рассчитаны на солдат», – отмечает обозреватель журнала «За рулем» Денис Арутюнян. Он рассматривает уазовского предка. Прародителем отечественных внедорожников принято считать «ГАЗ-67», а тот в свою очередь произошел от американского «Виллиса».

Впрочем, доказать родственные связи сейчас почти невозможно. Один из конструкторов, как здесь принято говорить, легендарной «469» Альберт Рахманов с любопытством осматривает новую машину. Внешне изменений почти нет. А похожесть «УАЗика» на «Виллис» – это от того, что дизайн 40 лет назад разрабатывали практически дилетанты.

«Дизайнеров не было раньше в автомобильной промышленности. Этим занимались люди, которые хоть как-то умели рисовать», – вспоминает Альберт Рахманов.

Александр Капустин – уазовод со стажем. Сейчас он владелец «Патриота», за три года он сам модернизировал машину до неузнаваемости. Решетка радиатора, фары, система охлаждения двигателя собственного производства. Даже патент есть. Объясняет: ему нравится исправлять и внедрять те мелочи, на которые завод не обращает внимания. Сейчас он ждет заказанную «469», чтобы доделать за производителя его работу. Александр называет эту машину «автомобилем свободного творчества». Говорит, можно многое изменить в ней и воплотить все свои идеи.

На Ульяновском автомобильном планируют выпустить 5 тысяч «УАЗиков» в этом году. Впрочем, если надо, то и больше. Благо, и конвейер позволяет, да и дорожные условия в стране подходящие.