Его угощал сигаретами Жуков, с ним поднимал рюмку Сталин. Егор Терентьевич Воробьев – Герой Советского Союза. Больше таких людей в Ульяновской области нет. Не осталось. Уходит поколение, совершавшее великие подвиги ради Победы в страшной войне. В преддверии праздника «Крестьянская газета» не могла не побывать у Егора Терентьевича в гостях.

Приехав в Средние Тимерсяны, мы застали Егора Терентьевича во дворе дома. Он сидел на табурете и внимательно смотрел, как его зять проверяет состояние ульев после зимовки. От взора Героя не ускользал ни один момент.

– Подождите, мне обязательно надо все видеть, – ответил Егор Терентьевич на просьбу корреспондента поговорить.

Что делать? Надо уважить человека, тем более что с нами приехали помощники-пчеловоды. В прошлом году Россельхозбанк подарил Герою улей и теперь постоянно помогает ему в работе на пасеке. Глядя на то, как Егор Терентьевич наблюдает за работой, сразу понимаешь – любовь к пчелам у него давняя.

– А как у Вас появился первый улей, помните?

– Конечно. В 47-ом году это было. Бывший председатель колхоза уезжал отсюда и предложил забрать его улей. Я подумал и решил взять его, – ответил ветеран. При этом он внимательно смотрел на очередную вынутую рамку. – Хорошая семья, сильная.

Сейчас у Егора Терентьевича 8 ульев. В былые времена доходило до 40. Несмотря на преклонный возраст, намерен увеличить число пчелиный семей.

Хозяйство у Воробьева всегда было хорошее. Кроме пчел, постоянно держал лошадей. Говорит, любит их не меньше трудолюбивых насекомых.

Три войны

Всю свою жизнь Егор Терентьевич прожил в родном селе. Исключением стала только служба в армии и война.

Кстати, и служба у Воробьева вышла больше похожая на войну. В 1938 призвали, а через год отправили на Халхин-Гол, в разгар боевых действий. Будущий Герой уже и там показал себя смелым воином. За что тогда еще малоизвестный полководец Георгий Константинович Жуков угостил его командирским табаком. Уже в 40-ом году Егор Терентьевич попал на финскую войну.

– В каких условиях приходилось воевать, вы, наверное, знаете, – говорит ветеран. – Пожалуй, и не скажешь, где было тяжелей – в Карелии или после.

Тем не менее, домой Егор Терентьевич вернулся живой и здоровый. Только стал устраивать свою жизнь -женился, стал работать на тракторе в колхозе, и снова на фронт.

На войне все герои

– Я ведь шофером был, – говорит Егор Терентьевич, – сначала в медсанбате, потом в саперном батальоне. В настоящий бой сильно рвался, страну защищать хотел, врага бить. Замучился командиру рапорты писать. И своего добился. Взяли меня в 23-й гвардейский воздушно-стрелковый полк автоматчиком. Да еще и политруком роты назначили.

Молодому поколению сейчас трудно понять, зачем на фронте выпускать боевые листки, проводить политинформацию. Но, возможно, и это помогло выдержать такое испытание, как Великая Отечественная война. Ведь общаясь с людьми, можно было вникать в их нужды и заботы, передавать богатый боевой опыт. Видимо, Егор Терентьевич был хорошим политруком, раз роте, в которой служил будущий Герой, доверяли самые трудные задания.

Свой подвиг Егор Воробьев совершил во время боев за польскую деревню Стопница. За три дня боев за освобождение этой деревни отдали свои жизни почти две тысячи советских воинов – бои велись без соответствующей подготовки, так как требовалась помощь союзным войскам.

Выписка из наградного листа: «27 января 1945 года при расширении плацдарма на западном берегу Одера противник контратаковал и потеснил к берегу 1-й стрелковый батальон, создалась угроза батальону быть сброшенным в реку. Товарищ Воробьёв поднял роту в атаку на противника с правого фланга, лично уничтожил 3 гитлеровцев и захватил станковый пулемет, помог батальону отстоять плацдарм, а противнику были нанесены большие потери. 31 января 1945 года, когда противник атаковал 1-й батальон в селе Мольвиц и выбил наших бойцов из части села, товарищ Воробьёв возглавил взвод, обошел противника с тыла и выбил его из села. В этом бою он уничтожил до 10 гитлеровцев лично».

– У меня было несколько случаев, за которые в совокупности и дали Золотую Звезду, – говорит Егор Терентьевич. – А закончилось все тяжелыми ранениями. В госпитале я и узнал о присвоении звания Героя Советского Союза. Потом вызывали в Кремль. На банкете Сталин подходил к каждому Герою, поздравлял.

Помогает всему селу

– Егор Терентьевич, а награда помогала в мирной жизни?

– Это от человека зависит, – улыбается Герой. – Будешь сидеть, и Звезда не поможет. Честно говоря, приходилось несколько раз пробивать стену с ее помощью. В прошлом году, например, дорогу попросил сделать до дома. Теперь жители села спасибо говорят.

– А на парад в Москву поедете? Помнится, в прошлом году говорили, что обязательно на юбилей на Красную площадь хотите попасть.

– Скорее всего, нет. Погорячился я в прошлом году. Буду дома, тяжело мне ездить. Пусть лучше ко мне приезжают. Я всегда рад гостям.