Наш герой попал на фронт в конце Великой Отечественной войны. Но и ему пришлось пережить многое, прежде чем встретить Победу.

В танкисты…

Арсентий Васильевич Щербаков – уроженец села Никольское-на-Черемшане, ныне административно относящегося к Мелекесскому району Ульяновской области. В 1941 году ему, учащемуся Рязановского сельскохозяйственного техникума, было всего 15 лет. Про начало Великой Отечественной войны помнит только, что даже в воздухе буквально чувствовалось ощущение неожиданно наступившей беды.

– До 43-го года я так и учился в Рязановском сельхозтехникуме на зоотехника, – рассказывает Арсентий Васильевич. – Как исполнилось 18 лет, призвали в армию. Но Сталин издал указ: учащимся последних курсов сельхозинститутов и техникумов предоставляется броня. В итоге военную форму я надел лишь через год, в 1944 году.

Призывную комиссию Арсентий Васильевич проходил в Ульяновске.

– Из Никольского нас было пятеро, -продолжает рассказ ветеран. – Приехали на комиссию, я первый пошел. Там офицер меня спрашивает, в какие войска я хочу попасть. Куда пошлете, туда и пойду, отвечаю. Определили в танковое училище. Выхожу к ребятам, говорю, так, мол, и так, буду танкистом. Их по одному также вместе со мной направили. Кроме последнего. Как раз, когда он медкомиссию проходил, пришла новая инструкция – в танковое училище принимать только демобилизованных. В итоге танкистом я не стал.

… или топографы

Направили Арсентия Васильевича в Саранск, в расположение учебного артиллерийского полка.

– И там без неожиданностей не обошлось, – улыбается ветеран. – Объявили всеобщее построение и говорят: по особому распоряжению главного маршала артиллерии нужно срочно подготовить 30 топографов. У кого семь классов и выше, шаг вперед. Что значит «топограф» мы узнали, только когда приступили к занятиям.

Молодым солдатам дали в руки карты, циркули с линейками и стали учить отражать на бумаге оперативную обстановку. Обучение, по словам Арсентия Васильевича, было недолгим. Как только у них стало правильно получаться, отправили на полигон под Лугой, а уже в начале 1945 года оказались на 1-ом Украинском фронте.

– Наш корпус находился в резерве командования. Как где наступление застопорится, нас туда направляли. Подготовим данные для стрельбы, дадут артподготовку, ситуация изменится, и нас на новый участок перебрасывают.

Так ветеран дошел до Берлина, где шли кровопролитные бои, а ситуация менялась так молниеносно, что отразить ее на картах было практически невозможно.

– Был один случай. Немцы и наши стояли друг против друга на близком расстоянии. И получилось, что пока готовились, согласовывали действия, пехотинцы выбили фашистов с позиций. И тут артиллерия начала работать. Пришлось вызывать огонь на себя.

Побывал Арсентий Васильевич и в самом Берлине, видел здание Рейхстага с водруженным на него советским флагом. Прошли, говорит, мимо и особо не придали этому значения. И только позже тогда еще совсем молодой человек стал понимал всю важность Победы.