НАШа почта

Искреннее возмущение сквозило в словах жителя села Степное Матюнино Майнского района, позвонившего в редакцию.

– У нас на кладбище ветеран войны похоронен, – говорил мужчина, – Василий Петрович Петряев. Может, 15 лет назад умер, может, 20 – не знаю. Родственников у него не осталось, поселение за могилой не ухаживает. И, если он ветеран войны, значит, военкомат давно должен был ему памятник установить…

Мы адресовали вопрос главе Гимовского сельского поселения Валентине Никишиной.

– Сегодня (пятница, 30 апреля – Ред.), – ответила Валентина Григорьевна, – третий день, как мы проводим субботник на сельском кладбище. Убираем все могилы, в том числе и могилу Василия Петровича. А памятник ему не установлен как раз по той причине, что скончался он давно, задолго до того, как в России начала работать программа, по которой ветеранам устанавливают памятники.

Газете стало известно, что Матюнине уже был такой прецедент – родственники умершего ветерана войны Константина Дормидонтовича Кочеткова обращались к государству с просьбой установить воину памятник за счет Министерства Обороны. Но государство ответило, что ветеран слишком рано умер, и памятника ему не положено.

НАШа справка

Впервые государство закрепило социальную гарантию на изготовление и установку надгробного памятника участникам войны за счет Министерства обороны в Законе РФ «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. № 4338-I (ст. 18, п. 7). Закон этот был введен в действие 1 января 1993 года. По правилам юриспруденции, если нет специальных указаний законодателя, норма права начинает регулировать правоотношения, возникающие после ее вступления в юридическую силу. Иными словами, изготовление и установка памятника за счет Министерства обороны гарантированы только в тех случаях, когда смерть участника войны наступила после 31 декабря 1992 года. Конечно, с моральной точки зрения это вопиющая несправедливость по отношению к людям, спасшим страну от фашизма, но, увы, на сегодняшний день таков закон.