Как обычно, 23 февраля вся наша семья – мама, папа и я с братом – отправились к прадедушке, Алексею Тарасовичу Уракову, чтобы поздравить его с Днем защитника Отечества и поговорить о его боевом прошлом, ведь дедушка – участник Великой Отечественной войны. К этому я подготовился заранее: изучил его документы и фотографии (в этом мне помогли прабабушка и мама), подготовил вопросы, даже вооружился фотоаппаратом и видеокамерой.

Я знал, что мой прадедушка родился в 1919 году в Кировской области, в деревне Турма. Поэтому и начал свой доверительный разговор с расспросов о его детстве.

– Семья наша была зажиточная, большая, детей двенадцать душ, а я был младшим, – начал рассказ дед Алексей. – В 20-х годах нас раскулачили, родителей отправили в ссылку. Без родителей остались в зиму, без еды, без дров, без скотины, так что пришлось нам с младшей сестрой побираться по деревням.

Вспоминая начало Великой Отечественной войны, Алексей Тарасович вначале заговорил о Финской.

– Я тогда был писарем при штабе, и меня не отпускали на фронт, как ни просился. Но я был смышленым малым и сам приписал себя добровольцем к своему полку, который туда направлялся. Но, когда мы прибыли к месту назначения, то нас повернули на запад, на границу с Румынией, где я и встретил начало войны с Германией. Мы ждали нападения, но все произошло внезапно: самолеты разбомбили нашу замаскированную переправу, и мы начали спешно отступать.

– Было ли тогда тебе страшно? И как ты думаешь, почему в первые дни войны наши войска отступали? – поинтересовался я.

– Да не было никакого страха! А насчет причин отступления думать не мне: солдат должен воевать и быть верным присяге, а решают командиры, их этому учили. Командиры у нас были хорошие, толковые. Мы тогда на Кавказ отступили. Красота там какая! А горы! А какие там дороги крутые… Перевалы. Камнепады. Посмотришь вниз, аж голова кружится…

Я спросил его о том, как они там воевали, о том, были ли на войне у него настоящие друзья, о трудностях.

– Среди товарищей выделить никого не могу: все были настоящими, – продолжил рассказ дед. – Наверное, мне повезло. А о трудностях говорить нечего – это была наша работа, и о ней думать было некогда, ее нужно было делать. Я баранку крутил, стрелял из миномета. (С тех пор прадедушка плохо слышит: уж очень громко стрелял его «родной» миномет). А во время отдыха старались больше шутить, без этого на войне не выживешь. Помню, однажды рядом с нашим блиндажом разорвался снаряд, и нас засыпало землей, да так, что самим не выбраться. Когда пришел командир с другими бойцами, то, увидев на месте блиндажа гору земли, они начали ее быстро откапывать. Вылезли мы чумазые, грязные… После этого долго смеялись.

Дед опять глотнул из чашки уже давно остывший чай и задумался, а я вдруг представил себе, как он сидит там, в темноте… Но об этом он не стал рассказывать. Война на Северном Кавказе, наверное, осталась в его памяти глубокой раной, бередить которую он не позволял никому.

После войны Алексей Тарасович несколько раз ездил туда вместе со своей женой, бродил по горам, по Военно-грузинской дороге. О чем думал тогда? Об этом он не говорил даже своей жене. Но часто, со слов прабабушки, останавливался, садился на землю, трогал ее и о чем-то долго думал…

Когда произошел перелом в войне, их полк отправили на Белорусский фронт (1-й, затем 3-й). Прадедушка никогда не считал себя героем, хотя очень гордится своими наградами. Десять раз за отличные боевые заслуги получал благодарность от главнокомандующего армии, награжден орденом Красной Звезды, медалями («За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За освобождение Кавказа», «За взятие Берлина», «За взятие Кенигсберга»), в 1985 году – орденом Отечественной войны 1 степени.

Однажды прадедушка с товарищами (это было уже на территории Германии) обнаружил в сарае брошенную кем-то машину. Бойцы подарили ее своему любимому командиру, полковнику Белкину Ивану Ивановичу, у которого прадедушка с тех самых пор стал личным водителем. Так они вместе закончили войну, сначала в Берлине, а потом уже в Чехословакии.

Мой прадедушка Алексей Ураков был дважды ранен, но никогда не покидал часть.

Демобилизовался он 8 мая 1946 года.

Мое поколение знает о Великой Отечественной войне в основном по рассказам о людях, которые совершили подвиг. Подвиг, о котором пишут в газетах, в учебниках: подняли людей в атаку, подбили несколько танков, взорвали вражеский дзот… Да, такие люди – настоящие герои. Но разве мой прадедушка не герой? Разве солдаты, которые, не предав своей Родины, честно и самоотверженно сражались, на каждом шагу рискуя своей жизнью, – не герои?!

Прощаясь с нами, прадед сказал: «Ну, вот, теперь опять спать не буду: душу мою разбередили». Но все же я чувствовал, что ему было приятно: его внучка и правнуки помнят о нем и гордятся им.

Денис Егорычев, ученик 6 класса гимназии №44