В картинной галерее Ульяновского союза художников открылась выставка, посвященная 65-летию Победы.

Ее главная тема – подвиг народа на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. Она проходит через творчество художников разных поколений. А работать над ней начинали еще ее непосредственные участники.

Время безжалостно: почти никого из художников-фронтовиков, увы, уже нет с нами. Зато остались картины. А имена на открытии выставки напомнил присутствовавшим Аркадий Егуткин, председатель Ульяновского отделения Союза художников России. Это Алексей Моторин, Иван Лежнин, Юрий Куликов, Иван Франго, Иван Щеголев и другие.

Жив остался один-единственный – Мефодий Остапенко. Ему – за 80. К счастью, чувствует он себя бодро и пришел на открытие выставки, чтобы вспомнить своих товарищей по оружию и по искусству. Кстати, небольшие выставки произведений этого автора часто проходят в Заволжском районе, где живет ветеран. За патриотическое воспитание молодежи он недавно получил благодарность от районных властей.

Представлено более 200 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Как отметил Егуткин, экспозиция могла быть значительно обширней, поскольку многие работы художников находятся сейчас на юбилейных выставках в музеях Ульяновска. А несколько произведений, в том числе самого Аркадия Ефимовича, отправились на международную выставку «Победа» в Москве.

С полотен картинной галереи в Ульяновске исходит и боль утрат, и радость жизни. Кто-то из художников философски осмысливает прошлое, ищет наиболее впечатляющие символы и образы. Рядом с жанровыми картинами войны и портретами фронтовиков можно увидеть пейзажи и натюрморты, которые, как может показаться, отношения к заявленной теме не имеют. Но они работают на контрасте, напоминая о вечной природе, о том, что жизнь торжествует, несмотря ни на что…

Тон выставке, как представляется, задает работа Р. Сафронова «Конюх». Пожилой крестьянин несет на плечах дугу и ведет лошадь по деревенской улице с заброшенным ветхим домом. На таких жилистых, сильных духом и телом людей от земли всегда в минуты роковые опиралось государство, они были и будут его защитой и опорой…

Чем-то напоминают богатырей воины-родственники художника Л. Нецветаева («Дядья»). Широкая красная полоса вычеркивает двоих их них: тех, что полегли на поле боя. А вот портрет отца: пожилой мужчина, с орденами и медалями на пиджаке. Но не награды приковывают внимание, а мудрые глаза человека, прошедшего сквозь огонь, кровь, смерть, Победу.

Безмолвный разговор с не вернувшимся с фронта отцом ведет другой художник – А. Егуткин («Диалог. Автопортрет с отцом»). Сколько вопросов хочется задать друг другу, сколькими мыслями поделиться! Из развернутого к зрителю, слегка размытого лица отца вырастает более четкий и яркий профиль сына: начало и продолжение, непрерывная связь поколений и времен.

Детям войны посвящена картина В. Никулина. Трое деревенских ребятишек, хилых и изможденных, словно бы просят лично у тебя: «Хлеба…». Такую картину мог написать только тот, кто сам пережил это.

Работу «Узник ГУЛАГа» скульптора по дереву Е. Усерднова можно назвать новым этапом в его творчестве. Ничего подобного он еще не делал. Из ствола, покрытого корой и опутанного колючей проволокой, вырастает голова заключенного. Впрочем, нет, – не заключенного, а святого-мученика, в глазах которого – страдание, прощение мучителям и свет.

Художник, для которого тема Великой Отечественной войны и подвига советского народа является главной, – В. Сафронов представил на суд публики новую серию, посвященную убийству царской семьи. Казалось бы, – совсем другая глава в отечественной истории. Тем не менее, здесь те же убийство, попрание прав человека на жизнь и свободу. Автор глубоко и всесторонне изучил материал. Он показывает не только сцену уничтожения Романовых, но и дает нам портреты большевиков, причастных к кровавому делу, символически возводит всю эту историю к образу Христа на полуразрушенном распятьи уничтоженного храма.

Обо всех произведениях выставки, впрочем, не расскажешь. Лучше прийти и все самому увидеть. Пищи для размышлений здесь более чем достаточно.