После пермской трагедии об обеспечении пожарной безопасности заговорили вновь – во весь голос. Увы, проверки, которые, совместно с органами госпожнадзора, провела прокуратура, показали, что многие руководители относятся к своим обязанностям халатно. Проще говоря, ждут того момента, «пока жареный петух не клюнет».

Как же избежать трагедии, подобной той, что произошла в «Хромой лошади»? Какими способами можно убедить руководителей думать о пожарной безопасности объекта, за который они отвечают? Об этом говорили участники «комсомольского» круглого стола.

УЧАСТНИКИ:

Министр лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Вячеслав Александрович КУБЛИК;

Заместитель начальника отдела надзора за обеспечением пожарной безопасности на объектах градостроительной деятельности (ОНОПБОГД) УГПН по Ульяновской области Сергей Петрович ЗОЛОТОВ;

Инженер отдела надзора за обеспечением пожарной безопасности на объектах градостроительной деятельности (ОНОПБОГД) УГПН по Ульяновской области Павел Михайлович КОРГУТЛОВ;

Директор 000 «Рубин» Владимир Львович МОЧАЛОВ;

Генеральный директор 000 «Крое» (группа компаний «Крепость») Денис Владимирович ХЛЫСТУН;

Заместитель директора НОУ «Безопасность и охрана труда» Любовь Ивановна ГУРИНА;

Директор ОГУП «Сурский лесхоз» Александр Федорович КУВШИННИК0В.

Как сегодня обстоят дела с пожарной безопасностью в ульяновских фирмах и организациях? Изменилось ли что-то за последние полгода?

Сергей ЗОЛОТОВ:

-Сейчас идет уже вторая, после трагедии в Перми, волна проверки заведений – объектов общественного питания, массового пребывания людей, клубов, ресторанов. Проверка проходит под руководством прокуратуры, мы же участвуем как приглашенные специалисты. Увы, не все так гладко, как хотелось бы. Есть руководители, которые устраняют замечания сами, не дожидаясь проверок. А некоторые так ничего и не исправили. Сложно сказать, чем это можно объяснить. Позиция таких руководителей проста: закрывайте, работать не будем. У нас такое законодательство – после 90 суток, прошедших со дня закрытия, заведения вновь могут открыться. Конечно, мы приходим повторно, проверяем. Если предписание устранить недостатки не выполнено, вновь подаем в суд, настаиваем на приостановлении деятельности… Но все это опять же требует времени. К тому же здесь есть еще один нюанс: по закону мы имеем право проводить проверку пожарной безопасности только по истечении трех лет с момента регистрации организации, либо с момента последней проверки.

Впрочем, многие руководители начали более ответственно подходить к своей работе. Приходят к нам за консультациями до наступления проверок, стараются устранить все замечания.

Какие нарушения встречаются чаще всего? Это наличие на путях эвакуации деревянных элементов, например, лестниц, отсутствие пожарной сигнализации.

Насколько активно руководители обучаются основам пожарной безопасности?

Любовь ТУРИНА: В основном это происходит по предписанию инспекторов пожарного надзора. Исключение составляют крупные промышленные предприятия, где обучение всегда организовано четко, а аттестация проходит точно в сроки. Есть компании, где «за парту» садятся директора, начиная с генерального.

Как правило, руководители объясняют свое нежелание учиться отсутствием свободного времени, сильной занятостью. Но отсюда – незнание своих обязанностей в плане обеспечения пожарной безопасности, степени пожарного риска -как для людей, так и для материальных ценностей.

Не думаю, что отказ от учебы связан с материальными трудностями предприятий. К организациям, которые имеют тяжелое материальное положение, мы подходим индивидуально: снижаем для них стоимость обучения, т. е. существует гибкая система скидок.

Мы работаем по следующим программам: это пожарный минимум для руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность пожароопасных производств; пожарно-технический минимум для работников, занятых огневыми работами; пожарно-технический минимум для работников, несущих круглосуточное дежурство, и для руководителей и специалистов всех организаций.

Как проходят обучение сотрудники лесхозов, которые также отвечают за пожарную безопасность, но уже наших лесов?

Вячеслав КУБЛИК:

– Они проходят обучение в институте повышения квалификации в подмосковном Пушкино и на авиационной лесной базе (сюда приезжают специалисты по тушению крупных лесных пожаров). Происходит это каждый год, в непожароопасный период, когда еще лежит снег. Со вступлением в силу нового лесного законодательства обучение начали проходить еще и арендаторы лесных участков. Они отвечают, в том числе, за профилактику лесных пожаров, противопожарные работы, тушение пожаров.

Сегодня мы формируем свой учебный пункт в Майне, где предполагается стажировать низовое звено специалистов нашей отрасли.

Александр КУВШИННИКОВ:

– Пройти обучение нам предложила администрация Сурского района. Мы направили своих инженеров и начальников производственных участков в Ульяновск, обучили их, создали производственно-пожарные команды по 10 – 15 человек. Провели учения на местах, с применением пожарной техники; отработали с МЧС все свои действия. Люди стали себя чувствовать намного увереннее.

Разумеется, для того чтобы защитить леса, одной учебы мало. В этом году мы сделали отжиги, пропахали полосы вокруг деревень, которые могли попасть в зону пожара. Расставили наблюдателей, сторожей, подготовили людей к беспрекословному выезду ночью или днем, с дополнительной, разумеется, платой. Все это дает нам надежду на то, что масштабных ЧП не будет.

Если в лесах за наступлением пожаров следят сами люди, то в помещениях эта забота возложена на технику – пожарную сигнализацию. Все ли руководители выделяют деньги на ее установку? Или все же хотят сэкономить?

Владимир МОЧАЛОВ:

– Руководители есть самые разные – кто-то заинтересован в установке технических средств безопасности, кто-то нет. Основной причиной называют нехватку финансовых средств. Но дело, как мне кажется, не только в отсутствии финансовых средств: там, где ставится оборудование стоимостью в миллионы рублей, экономить на десятках тысяч рублей просто нелогично и неправильно.

Хотя сегодня ситуация немного меняется. Некоторые руководители, вложив крупные финансовые средства в производство, стараются обезопасить и свой бизнес, выделяя средства на пожарную сигнализацию, систему пожаротушения, видеонаблюдения, причем не по чьему-то указу, а по собственной инициативе.

К таким руководителям относятся Генеральный директор ООО «Визави» С. Е. Ефимов, Генеральный директор ООО «Премиум Технология» В.Л.Рюмин, индивидуальный предприниматель В. Н. Селезнев. Но таких руководителей немного, в основном оборудование устанавливается для сотрудников госпожнадзора, чтобы не закрыли предприятие. Все надеются, что ничего плохого у них не случится – сгорит кто-то, но не мы. Хотя в последнее время, особенно после пермской трагедии, тенденция начала меняться – организаций, желающих обезопасить свой бизнес, стало больше.

Большая ли конкуренция на рынке компаний, устанавливающих пожарные сигнализации?

Денис ХЛЫСТУН:

– В Ульяновской области на сегодняшний день выдано более 160 лицензий на осуществление данного вида работ. Но действительно мощных, профессиональных организаций в регионе порядка 20. Качество работ остальных очень сильно страдает.

Зачастую в мелкие фирмы монтажников набирают просто на шабашку. Госпожнадзор, конечно, контролирует выполнение работ, принимает их. Но на объектах, где пожарную сигнализацию устанавливала наша компания, мы обслуживаем системы и после того, как заканчивается гарантийный срок. У нас собственный штат монтажников. По нормам мы должны посещать каждый объект раз в месяц, реально же выезжаем по два, три, четыре раза, по каждому факту срабатывания или просто с тестовой проверкой.

Бывает, что при реальном возгорании халтурно установленная сигнализация не срабатывает. Хотя с виду она подключена и настроена. На таких объектах нам приходится , переделывать ошибки коллег.

Сергей ЗОЛОТОВ:

– Действительно, нам попадаются некачественные установки. Особенно часто, к большому сожалению, они встречаются в бюджетных организациях, ведь в конкурсе на установку пожарной сигнализации побеждают те, кто предоставляет более низкую стоимость работ.

Зачастую сигнализация смонтирована не полностью, что-то не доделано, а потому она может не сработать как надо. Конечно, пожары происходят не из-за отсутствия пожарной сигнализации, а по другим причинам. Да и одной сигнализацией нельзя ограничиваться – нужно позаботиться об организации оповещения людей о пожаре, соответствии эвакуационных путей всем необходимым требованиям. Соблюдение пожарной безопасности – это целая система мероприятий, частью которой является пожарная сигнализация.

А много ли конкурентов среди учреждений, которые занимаются обучением?

Любовь ГУРИНА:

– Сегодня обучением мерам противопожарной безопасности занимаются более 10 образовательных учреждений. Но, к сожалению, не все из них имеют на это право. Раньше его получали организации, имеющие лицензию МЧС РФ, сейчас же это не требуется. Главное -иметь лицензию на образовательные услуги. Это привело к тому, что отсутствует четкий порядок обучения пожарной безопасности. Иногда обучение проводят по программам, не согласованным с органами госпожнадзора, а отсюда – соответствующее качество обучения.

Новшества произошли и в лесном кодексе. Не приведет ли то, что ответственность за противопожарные мероприятия возложена на арендаторов, к ухудшению ситуации с пожарами?

Вячеслав КУБЛИК:

– Все зависит от ответственности арендаторов. Я полагаю, что хуже ситуация не станет. Ведь арендаторы приходят в лес работать, и Не на год, а на длительный срок – 49 лет. От того, какую базу они сохранят и насколько эффективно будут ее использовать, зависит их доход.

Многое, разумеется, зависит от подготовки к пожарному сезону и от погодных условий. Мы ориентируем всех лесопользователей на то, чтобы в пиковые пожароопасные месяцы (весной и осенью) они постоянно вели патрулирование по определенным маршрутам. На пожарные вышки ставится телевизионное оборудование для наблюдения за возможными возгораниями.

Александр КУВШИННИКОВ:

– Опыт прошлых лет нас многому научил. Во главу угла мы ставим сегодня раннее обнаружение пожаров. В некоторых поселениях, особенно тех, которые расположены на возвышенностях, население также принимает участие в наблюдении за территорией леса.

Вячеслав КУБЛИК:

– В прошлом году 80 процентов загораний произошло по вине самих людей. Хотелось бы призвать ульяновцев, особенно городское население – сельчане все же более трепетно относятся к охране природы – быть осторожнее, беречь леса. Кроме того, я считаю, что в лесные патрули нужно привлекать сотрудников милиции, которые убеждали бы людей быть аккуратнее, следить за тем, чтобы пожар не разгорелся.

Сейчас мы создаем центр пожарной безопасности, который будет иметь филиалы в районах. Это служба, которая независимо от лесопользователей и арендаторов, будет тушить пожары. В том случае, если они не справятся своими силами.

Как же все-таки донести до руководителей, что о пожарной безопасности надо думать загодя, а не когда уже ЧП случилось?

Денис ХЛЫСТУН:

– Мы столкнулись с тем, если предприятие частное, принадлежит собственнику, то он сам заинтересован в обеспечении его безопасности. Чаще всего безответственно к делу подходят организации, которые арендуют помещения. Возникает вопрос, кто будет платить за установку пожарной сигнализации -арендодатель или арендатор? У каждого из них есть свой интерес. А потому в договоре аренды нужно четко прописать, кто за что отвечает. Пока нет личной заинтересованности, ничего нельзя сделать, какие бы способы наказания не вводились.

Хочу отметить еще один важный момент. В Госдуме рассматривается законопроект об обязательном страховании ответственности за пожар перед третьими лицами. Если у тебя произошло ЧП – твой сосед не виноват. Страховка будет компенсировать стоимость затрат, которые он понесет на ремонт своего имущества. Так вот, если помещение оборудовано пожарной сигнализацией, современными системами пожаротушения, то стоимость страховки должна быть резко снижена. Это тоже хороший стимул.

Павел КОРГУТЛОВ:

– Все зависит от нашего менталитета: увы, люди не хотят соблюдать меры безопасности, хотя о них прекрасно знают. А потому нужно активно заниматься пропагандой, воспитывать с детства, что в защите от пожаров важную часть занимает их предупреждение, профилактика.

Сергей ЗОЛОТОВ:

– Сейчас в Госдуме рассматривается вопрос увеличения штрафов за несоблюдение пожарной безопасности – до 400 тысяч рублей для юридических лиц. Думаю, чтобы не потерять такие деньги, руководитель устранит все недостатки.

Владимир МОЧАЛОВ:

– Сделать можно многое. Но откуда мы, в первую очередь, узнаем о пожарах, гибели людей? Из СМИ. Когда об этом много говорят – все начинают шевелиться. Нужно активнее участвовать СМИ в этом направлении. А введение обязательного страхования, я думаю, поставит все точки над «i».

Любовь ТУРИНА:

– Самое главное – это компетентность руководителя, а значит и возглавляемого им персонала. Знание законодательной базы и нормативных требований в области пожарной безопасности позволит избежать нежелательных последствий.

Александр КУВШИННИКОВ:

– Нужно соблюдать все правила, обучать людей, стимулировать их к этому. Оперативно реагировать на все проявления, не прятаться, не уходить от решения проблем, всегда быть начеку.

Вячеслав КУБЛИК:

– Самое главное – это пропаганда бережного отношения к окружающей среде, воспитание подрастающего поколения. На леса, конечно, нельзя надеть замок. Но призываю всех: пользуйтесь своим законным правом посещения зеленых зон бережно и осторожно!