На днях был вынесен приговор организатору ролевой игры “Дозор” Максиму Бубнову, по вине которого погиб 22-летний мужчина. Главному ульяновскому «дозорному» дали 2 года лишения свободы в колонии общего режима, а кроме того ему придётся выплатить в качестве компенсации морального ущерба родственникам погибшего ещё 800 тысяч рублей.

Как к этому относится?! С одной стороны, благодаря «дикой» карте заданий погиб молодой парень. Но с другой, должен ли нести всю вину только он и никто кроме? Сдаётся мне, что это именно тот случай, когда нужен был «крайний» и его нашли. Почему? Вот лишь несколько аргументов:

1. «Дозор» никогда не являлся ульяновским ноу-хау. В эту увлекательную, но действительно опасную игру играли по всей стране. Задания практически всегда носили экстремальный характер, что усугублялось ещё и лимитом времени. Вместе с тем, никакой официальной позиции в России по этому вопросу не было. Молчали органы по делам молодёжи, как будто не замечая столь массовую молодёжную движуху. Не слышно было и милицию с прокуратурой. То есть, по сути все те, кто на государственном уровне могли и должны были контролировать данную сферу, в течение длительного времени выражали своё молчаливое «можно».

2. Я знаю немало «дозорных». В общей массе это совершенно разные люди: здесь и предприниматели, и «офисный планктон», и студенты, журналисты, чиновники… Короче, кого только нет. И хотя игра носила, прежде всего, молодёжный характер, её участники являлись вполне зрелыми личностями и отчётливо представляли, на что идут. Именно поэтому, как мне кажется, они должны нести не меньшую ответственность, нежели организаторы. К тому же представлять организаторов «Дозора» в качестве какой-то фирмы, оказывающей услуги и зарабатывающей на этом деньги, было бы не совсем правильным. В «Дозоре» организаторы и участники – равноправные партнёры, одни из которых взяли на себя роль координаторов игрового процесса, а другие решили в нём участвовать.

Справедливое ли наказание понесёт Максим? Сложно ответить. Однозначно можно лишь констатировать тот факт, что если уж взялись за это дело со всей строгостью, то часть ответственности должны нести и сами участники (соучастники) игры, и все те, кто годами закрывал глаза на происходящее.

Очень хочется проснуться как-нибудь утром и прочитать в прессе, что тем или иным чиновникам из «молодёжки» объявили «неполное служебное», а ещё лучше – полное служебное несоответствие… за то, что они не знают или не хотят знать о том, что реально происходит на молодёжной кухне. Хочется надеяться, что и соответствующие компетентные органы проведут служебные проверки в своих ведомствах и разберутся с тем фактом, что в «Дозор» начали играть не сегодня и не вчера, а ещё в далеком 2007-м.