ТЕКСТ: Михаил Белый (Ульяновск)

В Ульяновске к двум годам колонии приговорили организатора популярной экстремальной игры «Дозор», во время которой умер человек. До этого в российских регионах «дозорные» гибли, но дело не доходило до судебного разбирательства. В прокуратуре говорят, удалось создать прецедент.

Ленинский районный суд Ульяновска приговорил организатора популярной экстремальной игры «Дозор» к двум годам лишения свободы. Трагедия, из-за которой 25-летний Максим Бубнов оказался на скамье подсудимых, разыгралась в апреле прошлого года. Смысл «Дозора» заключается в выполнении определенных заданий, придуманных ее организаторами, и в поиске спрятанных ими кодов. На этот раз Бубнов, ранее неоднократно проводивший игры, написал шифр в трансформаторной будке, расположенной в поселке Лаишевка Ленинского района Ульяновска. 22-летний студент Кирилл Жировов в ночь на 12 апреля 2009 года в поисках кода пробрался в будку, и его ударило электрическим током напряжением 10 тысяч вольт. Спасти молодого человека не удалось.

В отношении Бубнова завели уголовное дело сразу по двум статьям Уголовного кодекса РФ: ст. 238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, если они повлекли смерть человека) и ст. 109 (причинение смерти по неосторожности).

В правоохранительных органах не сомневаются, что в гибели студента виноват именно Бубнов. Как рассказал «Газете.Ru» старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима, желая привлечь как можно больше участников, Бубнов стал предлагать рискованные задания. «Например, коды размещались им на верхней части опор линий электропередачи, на середине задвижки плотины на реке Свияга, на вершине трубы котельной, на покрытом льдом колесе обозрения в городском парке», — пояснил Зима. Он также отметил, что Бубнов размещал коды в дневное время, при ярком свете, а игра проходит ночью, то есть игроки подвергались серьезной опасности.

Прокуратуре удалось найти договоры, которые Максим Бубнов заключал с участниками игры. По данным ведомства, стоимость участия в игре, проводимой, как правило, раз в две недели, составляла 3600 рублей с команды.

Один из игроков рассказал корреспонденту «Газеты.Ru», что перед каждой игрой «дозорные» подписывали бумагу, в которой говорилось о том, что они осознают все возможные опасности и риски. Защита Бубнова в ходе судебного разбирательства пыталась апеллировать к этим бумагам, но в прокуратуре считают эти аргумент несерьезным. «Условия договора не должны противоречить нормам действующего законодательства. С тем же успехом участники могли подписаться под тем, что в ходе игры им предстоит убивать и грабить», — сказал Зима.

Адвокат Бубнова Элла Колесова считает, что за смерть студента в первую очередь должны отвечать энергетики: подстанция, где произошла трагедия, не была закрыта для посторонних.

По ее мнению, прокуратура с самого начала «намеревалась создать прецедент». «Ранее таких процессов в России не было. Я уверена, что за смерть Кирилла Жировова должны отвечать энергетики, которые не следили должным образом за трансформаторной будкой. Вот и Максим (Бубнов — «Газета.Ru») подумал, что это не трансформаторная подстанция, а какой-то старый сарай. Ведь даже предупреждающие таблички появились там только после трагедии», — заявила «Газете.Ru» Элла Колесова.

Многие «дозоровцы» считают, что «на родителей погибшего Кирилла повлияла прокуратура». «Многие помнят, что на похоронах Кирилла его родители заявляли, что ни на кого зла не держат и судиться не будут», — вспоминает участник одной из команд, который также знал погибшего студента. Между тем родители Жировова предъявили Бубнову иск, требуя в качестве компенсации 10 млн рублей. В итоге суд присудил им 800 тысяч рублей.

Действующий организатор «Дозора» в Ульяновске Сергей Офицеров считает, что судебный процесс вряд ли повлияет на проведение игр. «Люди приходят в «Дозор» за экстримом. Если в заданиях будет отсутствовать какой-либо риск, многие просто махнут рукой и уйдут. Им это покажется скучным», — пояснил Офицеров «Газете.Ru». По его мнению, на самом деле в игре «особой опасности нет». «Если всего на свете бояться, то тогда лучше сидеть дома и не выходить на улицу. А то может машина нечаянно сбить или хулиганы в переулке еще, чего доброго, нападут», — говорит Офицеров.

Психолог Наталья Мишина считает, что к «Дозору» «просто привязались». «Гибель человека — это всегда трагедия. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Каждый день гораздо большее число людей разбиваются в автоавариях, но при этом мы не перестаем пользоваться машинами. Альпинисты погибают, падая в пропасть. Но продолжают ходить в горы. Такие потери неизбежны. Люди не перестанут играть в «Дозор», — говорит Мишина.

Прокуратура требовала приговорить Бубнова к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима. Но даже вынесенный приговор, два года колонии, в ведомстве считают вполне справедливым.

В ульяновской прокуратуре также не исключили, что приговор Бубнову может вызвать цепную реакцию: родственники погибших «дозорных» в других регионах могут потребовать уголовного разбирательства.

Два года назад в Туле погиб 20-летний студент Алексей Палевский — молодой человек сорвался с бетонной конструкции высотой с четырехэтажный дом. В прошлом году в Липецке два участника «Дозора» задохнулись в канализационном коллекторе. Аналогичные трагедии во время игры произошли также в Брянске и Нижнем Новгороде.

Максим Бубнов был арестован прямо в зале суда. Сейчас он находится в следственном изоляторе. Его адвокаты будут обжаловать вынесенный приговор.