Группа «Соллерс» поменяла структуру управления предприятиями

Компания «Соллерс» объединяет менеджмент своих дочерних предприятий — Ульяновского автомобильного (УАЗ) и Заволжского моторного заводов (ЗМЗ) — для сокращения издержек и организации на базе заводов технопарка по выпуску автокомпонентов. Аналитики называют действия «Соллерса» логичными и отмечают, что их эффективность будет зависеть от степени интегрированности объединенной структуры.

Об изменениях в структуре менеджмента ЗМЗ и УАЗа вчера сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в группе «Соллерс». «Предприятия приступили к переходу под руководство объединенной управленческой структуры, которую в статусе генерального директора возглавит исполнительный директор УАЗа Сергей Юрасов, в последнее время целенаправленно работавший над интеграцией и синхронизацией работы заводов, — пояснили „Ъ“ в автохолдинге. — Исполнительный директор ЗМЗ Константин Рухани, в свою очередь, станет первым заместителем генерального директора объединенной структуры». По словам собеседника „Ъ“, господин Рухани в новой должности сосредоточится на развитии бизнеса заводов по выпуску автокомпонентов, в котором, по словам источника, ему уже удалось наработать опыт (см. справку).

От изменений в структуре управления предприятиями, и так тесно сотрудничающих друг с другом, «Соллерс» ждет роста синергетического эффекта. Сейчас УАЗ — основной потребитель двигателей ЗМЗ, в минувшем году завод приобрел свыше 31 тыс. двигателей, то есть более 50% от общего количества реализованных ЗМЗ агрегатов. Кроме того, как ожидают в головной компании, объединение менеджмента позволит сократить управленческие, логистические и производственные издержки на обоих предприятиях. Конкретных прогнозируемых цифр при этом в группе не назвали. По словам источника „Ъ“, формируемая управленческая команда в ближайшее время подготовит развернутый план пошаговых действий по оптимизации издержек и организации производства автокомпонентов. Собеседник „Ъ“ подчеркнул, что план не будет предусматривать сокращений в административно-управленческом аппарате обоих предприятий.

ОАО «Заволжский моторный завод» (ЗМЗ) зарегистрировано в октябре 1992 года. Выпускает бензиновые моторы для автомобилей ГАЗ и УАЗ.

Выручка в 2009 году составила 5,86 млрд руб, продажи — 52,2 тыс. двигателей, что на 149,8 тыс. меньше уровня 2008 года.

ОАО «Ульяновский автомобильный завод» (УАЗ) зарегистрировано в 1992 году на базе основанного в 1941 году предприятия. По итогам трех кварталов 2009 года чистая прибыль предприятия составила 240,85 млн руб. За 9 месяцев 2009 года было произведено почти 20,9 тыс. автомобилей (по сравнению с 2008 годом падение производства составило 61%. За 9 месяцев минувшего года продажи составили 22,7 тыс. авто против 45,65 тыс. за аналогичный период 2008 года).

Подобный опыт оптимизации управления активами не первый для группы «Соллерс». По аналогичной схеме в середине прошлого года были объединены производственные площадки группы в Татарстане — «Соллерс-Набережные Челны» и «Соллерс-Елабуга».

Состоявшиеся изменения в системе управления производственными площадками холдинга аналитики объясняют долгосрочными стратегическими планами «Соллерса» по развитию бизнеса в России за счет расширения линейки выпускаемых моделей авто, а также освоения производственной ниши по выпуску автокомпонентов как для собственных, так и для сторонних сборочных предприятий. «Выстраивание вертикальной системы управления укладывается в общую логику реализации производственных планов «Соллерса», — считает аналитик инвестиционного банка «Открытие» Гельды Союнов. Осуществимость этих планов, по его словам, будет зависеть от степени интеграции производств и их сосредоточенности на основных направлениях развития всей группы. Ключевым из них, по мнению аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, станет выпуск автокомпонентов. «Номенклатура комплектующих, в которых на сегодняшний день нуждаются автопроизводители, работающие на территории страны, насчитывает более 500 тыс. видов деталей. Эта потребность обеспечивает необходимое условие для рентабельности автокомпонентного бизнеса, — продолжает господин Рожков. — Поэтому российские поставщики комплектующих уже сегодня пытаются упрочить свои рыночные позиции для удовлетворения спроса со стороны автопроизводителей». Как считает эксперт, изменения в системе менеджмента УАЗа и ЗМЗ проведены как раз для того, чтобы в ближайшие два-три года консолидировать мощности по выпуску автокомпонентов. Основным потребителем продукции заводов при этом господин Рожков назвал созданное совместное предприятие «Соллерса» и итальянского Fiat.

Станислав Залуговский, Нижний Новгород