Весна – время пробуждения. Причем, иногда это касается не только природы… В Заволжском районе началась активная деятельность собственников многоквартирных домов. Куда направлен потенциал нескольких десятков активистов? Конечно же, на защиту своих интересов. Если уж быть совсем точными – своих сбережений и законных прав.

Неугомонные старшие

Еще в прошлом году несколько старших по домам наших многоэтажек объединились и направили жалобу в комитет ЖКХ, мэрию, администрацию Заволжского района. Жаловались на незаконно поднятые управляющей компанией “Жилстройсервис” тарифы. Напомним, в ноябре 2009 года эта УК провела годовые общие собрания собственников жилья, где не рассматривался вопрос об изменении тарифа на содержание и текущий ремонт. Если вопрос не поднимался, соответственно, жители не могли и проголосовать о поднятии тарифа с 11 руб. 76 коп до 13 руб. 17 коп. А значит, говорится в жалобе, “в соответствии с Жилищным Кодексом и Постановлением правительства №491, УК с 1 января 2010 года незаконно собирает деньги за содержание и текущий ремонт”.

В адрес работы УК “Жилстройсервис” нареканий было много, но именно старшие по домам взялись активно отстаивать права собственников. В результате их работы и появилось данное обращение к представителям власти.

Пожаловались на 11 нарушений

Старшие нашли 11 нарушений со стороны УК и решили донести их до представителей власти. Кроме незаконного повышения тарифа до 13 руб. 17 коп., не согласны собственники за свой счет ставить температурные регуляторы жидкости (ТРЖ), общедомовые счетчики электроэнергии и холодного водоснабжения. Возмущены незаконным повышением тарифа на ГВС, нецелевым расходованием денежных средств (средства из статьи текущего ремонта пошли на установку общедомовых счетчиков электроэнергии и ХВС), “захватом” домофонов. Хотят видеть отчеты прихода и расхода денежных средств по статье содержание (по каждой услуге отдельно) и текущему ремонту, о получении денежных средств за использование общедомового имущества (аренда колясочных и коммуникаций, реклама в лифтах и т.д.). И, конечно же, у всех собственников большое желание переделать договор на управление, содержание и ремонт общего имущества.

Заканчивалась жалоба двумя просьбами.

Первая: рассмотреть жалобу, указать УК “Жилстойсервис” на данные вопросы (всего 11 пунктов), проконтролировать их устранение, учесть при оценке деятельности УК.

Вторая: организовать в апреле 2010 года встречу старших домов с мэром, представителями Департамента ЖКХ, депутатами УГД, Комитетом ЖКХ, ГЖИ, УК “Жилстройсервис” в Заволжской администрации.

Жалобу рассмотрели, встречу организовали… и не одну…

Такие выгодные для УК договоры

Первая встреча, прошедшая 13 апреля, дала хоть какой-то сдвиг в решении назревших вопросов. До этого были лишь взаимные упреки двух противостоящих сторон. Собственники недополучали услуг и переплачивали УК. “Жилстройсервис” отмахивался от искателей справедливости, как от надоевших мух.

Круглый стол показал – работать можно. Первое, что решили исправить, стали договоры. Такие договоры подписывает каждый собственник с той или иной управляющей компанией города. “Жилстройсервис” напечатал свои договоры в 2006 году. Естественно, составлялись они в пользу управляющей компании. Получалось, что у УК больше было прав, чем обязанностей. У собственников же наоборот – одни обязанности. Такой документ возмутил, кроме самих жителей, и госжилинспекцию (ГЖИ). Она признала его односторонним и частично противоречащим жилищному законодательству РФ. Поэтому на втором общем собрании (20 апреля) комитет ЖКХ представил проект нового договора.

В частности, председателем Комитета ЖКХ предложено из договора исключить все пункты, противоречащие законодательству РФ, внести в ряд разделов договора дополнения и изменения. Например, добавили пункты, предписывающие УК предоставлять 1 раз в месяц необходимую информацию и документы от аренды нежилых помещений старшим по домам, снимать показания энергии при старших по домам, доводить договоры подряда до старших по домам и т.д.

Проект нового договора разработан. Что дальше? Дальше – каждый собственник многоквартирного дома может с данным проектом ознакомиться. Как? Через ЖЭКи, старших по домам и подъездам. Здесь главное понять, что с этим договором надо ознакомиться. Дать свои замечания и рекомендации, в том числе и по калькуляции затрат на управление, содержание и текущий ремонт. Потому что с договором придется жить дальше. На его основании будут ремонтировать наши подъезды и повышать квартплату. Им мы будем руководствоваться, защищая собственные интересы в вопросах ЖКХ.

Новый контроль

Как видим – большая роль, в соответствии с новыми поправками к договору, будет отводиться старшим по домам. Даже в соответствии со ст. 162 ЖК РФ “в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: …4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления”. Кто это должен быть, как ни старшие по домам (домовой комитет). Так что же это? Новый орган контроля качества работы УК города? Если так – дай бог им ума, терпения и работоспособности. Может, их стараниями решатся многие вопросы ЖКХ. По крайней мере, лед тронулся… Весна…

Наталья Марцымова