Ольга САВЕЛЬЕВА
Педагоги автошкол не знают ПДД
Ехали недавно слушатель и преподаватель ульяновской автошколы по городу Чебоксары. Остановил их сотрудник ГИБДД. И задал простенький вопрос: какие навыки вождения в данный момент отрабатываем? Покажите план учебного занятия. Наши земляки, не слышавшие ни о каком плане, пришли в замешательство и попытались объяснить, что отрабатывают буквально все! Тут пришла очередь удивляться сотруднику ГИБДД…
Если вы не учитесь в автошколе, это не значит, что данная тема вас не касается. Даже если на всю жизнь останетесь только пешеходом. Потому что проблемы безопасности на наших дорогах начинаются именно в автошколах и зависят от уровня педагогической квалификации мастера производственного обучения (так теперь называют инструкторов). Именно об этом шла речь на семинаре, который на днях провел для руководителей автошкол региона комитет по надзору и контролю в сфере образования по Ульяновской области.
Представителям комитета приходится объяснять прописные истины. К примеру, не каждая автошкола имеет необходимую учебно-материальную базу. Во многих площадки для вождения в некудышном состоянии, асфальтовое покрытие разбито, даже разметок нет! Автотранспорт разболтан. Но, может, самое печальное то, что у 90% преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональный уровень очень низок. Даже правила дорожного движения знают далеко не все!
Рафагат Файзулов, начальник отдела экзаменационной работы областного УГИБДД считает, что руководители автошкол не отдают себе отчета, насколько серьезна и ответственна их работа:
– Ведь в конечном итоге речь идет о жизни и смерти. А школы сплошь и рядом выдают свидетельства никудышным водителям. Как ни сурово это звучит, но должен быть планомерный отсев не желающих учиться, а желающих просто получить права. Внутренние экзамены принимаются формально. После них человек приходит в ГИБДД со свидетельством из автошколы и не может сдать теоретическую часть, не говоря уже о практической. То есть в автошколе взяли деньги, выдали бумагу – и ни за что не отвечают. И пока будет сохраняться такое положение вещей, о какой безопасности на дорогах можно говорить?
В прошлом году Управление ГИБДД по Ульяновской области составило рейтинг автошкол региона. Главный итог: подготовка водителей превратилась в бизнес, цель которого – получить максимум прибыли. Чувство ответственности за подготовку квалифицированных водителей в этой ситуации просто отсутствует. В результате выпускники 14 автошкол (всего их в регионе 43) с водительским стажем от одного до трех лет становились участниками ДТП. К примеру, курсанты ООО «Учебно-курсовой центр» стали виновниками аварии шесть раз! Кроме того, в ГИБДД с первого раза проходят теоретическую и практическую часть испытания не более 14% слушателей автошкол. А из выпускников Ульяновского торгово-экономического техникума и Государственного технологического техникума – лишь 5-6% процентов!
На семинаре были сказаны вещи, явно расстроившие некоторых руководителей автошкол. Будут внеплановые проверки комитета по надзору и контролю и ГИБДД. И больше никаких отговорок «завтра все исправим» принимать не будут. Потому что убедились: завтра растягивается на месяцы, а то и на годы. Не сможете найти денег (и это при плате за обучение в 10-20 тысяч рублей) на содержание площадок и новый транспорт – закрывайте автошколу! При лицензировании преподавателя будут сдавать экзамен на знание ПДД. Нет знаний – нет лицензии. Как говорится, строго, но справедливо.
-Владельцы автошкол должны четко понимать: сегодня к этим учреждениям будем предъявлять жесткие требования, – говорит председатель комитета по надзору и контролю в сфере образования по Ульяновской области Марина Алексеевна Батанова. – Мелкие автошколы не выдержат новых требований, поскольку с их техническим оснащением сегодня с трудом до них дотягивают. Автошколы – это особый мир. Качественная или некачественная подготовка водителей – на их совести. Пока вопросов к этой подготовке много. Надеюсь, когда мы вместе их решим, как пешеход я не буду бояться переходить улицу…