Кому пришло в голову сделать 26 мая Днем российского предпринимателя – толком не ясно. Однако вот уже в третий раз есть повод «содвинуть бокалы» и поговорить о «профессиональных достижениях».
Малому бизнесу большую заботу
Профессиональным праздником предпринимателей России «одарили» в 2008 году. «Малый бизнес – это способ возрождения страны», – заявил президент Медведев в тот год на выездном совещании по вопросам развития малого предпринимательства. Совещание было в Смоленске, «ипотечный кризис» свирепствовал пока еще за океаном, почему страну нужно «возрождать» – подробно не объяснялось.
Но цифры звучали привычные: малый бизнес в России – это не более 17% ВВП, а в европейских странах – все 50%, в Японии и Южной Корее – 70-80%. Если не догнать – то хотя бы приблизиться.
Именно в 2008 году российский малый бизнес получил самый весомый набор «подарков к празднику». Нет, федеральный закон о поддержке был принят еще в 1995-м, и многочисленные программы существовали – от федеральной до региональных и муниципальных. Но многое сводилось к декларациям, а денег, заложенных в местных бюджетах «на поддержку», хватало порой лишь на проведение семинаров и выпуск методичек о том, как начать свое дело. Счет поддержанным материально шел в регионах на десятки, количество проверяющих исчислялось сотнями.
Комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, принятый Правительством РФ в 2008 году, оказался по-хорошему системным. Учли все «болевые точки» малого бизнеса – от налоговой нагрузки до нехватки ресурсов и пресловутых административных барьеров.
Предусмотрели льготы при подключении к электросетям и преференции при выкупе арендуемого имущества. Регистрация юрлиц и индивидуальных предпринимателей упростилась, большинство разрешительных процедур заменили на уведомительные. Доступ к финансовым ресурсам если не стал проще, то расширился вариативно. Подвели законодательную базу под создание центров микрофинансирования и региональных фондов поручительств, классическое субсидирование части процентной ставки затрагивает уже не только банковские кредиты, но и программы лизинга.
По «налоговой части» предусмотрели тоже немало: при расчете ЕНВД отменили коэффициент-дефлятор; увеличили величину оборота, позволяющего применять УСН; расширили базу для применения патента; фирмам, работающим по «упрощенке», разрешено отчитываться перед налоговиками только один раз в год. Приняли изменения в Бюджетный кодекс – из бюджетов всех уровней разрешено выплачивать субсидии (гранты) начинающим предпринимателям.
Бальзамом на душу предпринимателям стала регламентация проверок: плановые, Роспотребнадзора, санэпидемстанций, пожарной службы и других контролеров, – не чаще, чем раз в три года. Сводный план проверок – в свободном доступе, на сайте прокуратуры.
Естественно, у всех этих замечательных новаций нашлась и «обратная сторона», не обошлось без «нестыковок». Если в реестр субъектов малого бизнеса, претендующих на господдержку, эти «субъекты» попадали сугубо добровольно, на заявительной основе, то персональные данные тех, кого планировали «навестить» проверяющие, оказались объектом всеобщего доступа. А благое стремление свести к минимуму виды деятельности, требующие лицензирования, обернулось для многих «добровольно-принудительным» вступлением в СРО. Цена «входного билета» в саморегулируемую организацию для большинства малых фирм оказалась непомерно высокой, а обязательные проверки родной «самрегулируемой» – и чаще, и дороже, чем до объединения, когда контролировали и проверяли «от государства».
Но как бы то ни было – процесс пошел. В рамках федерального Комплекса мер регионы получили право на дополнительную инициативу. Воспользовались им, кто как сумел и счел нужным.
Не поддержка – развитие
Ульяновская область постаралась обеспечить поддержку максимальную. Перечень видов предпринимательской деятельности на основе патента увеличен с шести до 69. Ставка налога, взимаемого по упрощенной системе, для многих плательщиков снизилась с 15% до 10 и даже 5, в зависимости от вида деятельности. При выкупе арендуемых помещений разрешили практически максимальную отсрочку платежа, с «квадратурой» для льготного выкупа тоже не поскупились.
И если в течение многих лет строка «На поддержку малого бизнеса» в областном бюджете венчалась цифрой 10 млн. рублей (которые не всегда находились), то в 2009 году это уже были 64 млн. С учетом же федерального софинансирования помощи «малым», общая сумма полученных бюджетных средств превысила 300 млн. рублей.
И самое главное – из программных мероприятий ушло слово «поддержка». Появилось «развитие», куда более приемлемое, когда речь идет о бизнесе, каким небольшим он бы ни был. На смену федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства» с 1 января 2008 года пришел новый – «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Малый бизнес больше не одинок. К нему законодательно прикрепили средний, на который теперь распространяются специальные налоговые режимы, возможность упрощенного бухучета, ограничения по проверкам и т.д.
К началу 2008 года приоритетами программы развития малого и среднего бизнеса в Ульяновской области назывались развитие инфраструктуры поддержки, развитие финансовых технологий, информационная и методическая поддержка, содействие продвижению товаров и услуг за пределы региона. Ульяновский малый бизнес участвовал в федеральной выставке-ярмарке «Дни малого и среднего бизнеса » в Москве, в выставках Приволжского федерального округа. Ориентированные на экспорт – в рамках единой экспозиции Ульяновской области выставлялись за рубежом.
И когда грянувший кризис «прошелся» серьезно по предпринимательству, «выкорчевал» некоторых подчистую, то для тех, кто поддерживает – наступили золотые времена. В рамках антикризисных мер федеральное правительство весь 2009 год щедро делилось деньгами – на субсидирование процентных ставок, на гранты молодым предпринимателям, на помощь безработным, рискнувшим открыть собственное дело. Конкурсная основа, на которой выделяются бюджетные деньги, обеспечила работой (и заработком) консультантов и разработчиков бизнес-планов, а статус членов комиссий, решающих, кто достоин поддержки, многократно повысился.
Бизнес-форум «Ульяновская область – территория малого бизнеса», проведенный в декабре 2009-го, по сути, стал отчетом о проделанной работе. Поработали неплохо. Вот цифры: 32,5 млн. рублей пошли на гранты начинающим предпринимателям; 16,2 млн. – на субсидирование процентной ставки по банковским кредитам и платежам лизинга; 2 млн. – на развитие молодежного предпринимательства; 10 млн. – на создание бизнес-инкубатора, 160,4 млн. – на фонд поручительств. Результат такого «денежного потока» налицо: только за первое полугодие 2009 года в Ульяновской области появилось 4 тысячи новых субъектов малого бизнеса – это 10% от всех малых фирм и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории области за последние 18 (!) лет.
Возвращаемся к малому?
Чем обернется столь массовое приобщение к малому бизнесу? Психологи утверждают, что к предпринимательству предрасположены не более 15% людей. Но если человек чувствует в себе силы, способности и главное, имеет возможность – наверное, надо попытаться. А уж если он вместо пособия по безработице выбирает самозанятость – стоит только пожелать удачи.
Так почему люди начинают заниматься предпринимательством? Этот вопрос социологи задают ульяновцам вот уже несколько лет. Последнее ранжирование поводов отправиться в свободное рыночное плавание таково: стремление получать высокие доходы, желание добиться независимости, для реализации своих способностей, неприемлемость прежних условий работы, для самозанятости. Но это, скорее, взгляд со стороны. Сами «отправившиеся» называют, по сути, те же причины, только ранжируют их иначе. У молодых предпринимателей на первых позициях – самореализация, независимость, доходы. У тех, кто постарше, – доходы, неприемлемость прежних условий работы, самозанятость. Предприниматель – это не профессия, это образ жизни.
В какой сфере лучше всего открывать свой бизнес? Большинство опытных предпринимателей считают: лучше, если это будет сфера, в которой вы хорошо разбираетесь и где у вас есть связи.
На одном из последних заседаний правительства Ульяновской области губернатор Сергей Морозов привел данные рейтинга, подготовленного Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. По оценке санкт-петербуржцев, Ульяновск вошел в четверку городов, где наблюдается высокий уровень потенциальной предпринимательской активности. Что есть уровень потенциальной активности, как он измеряется и что надо сделать, чтобы потенциальная активность стала реальной?..
Наверное, все действительно встанет на свои места, когда малый бизнес будет выступать не привычным объектом поддержки (порой даже не подозревающим об этом), но участником рыночных отношений и полноправным партнером власти.
Судя по нынешним действиям власти, от малого бизнеса не требуют уже ни роста оборотов, ни увеличения налоговых отчислений, ни даже доведения заработной платы до среднеотраслевой. Главное – работай сам и дай работу другим. Малый бизнес как способ поглощения высвобождающегося персонала – реальность 2009-2010 годов.
Но еще в 2008 году субъектами малого предпринимательства перечислено в консолидированный бюджет Ульяновской области более 1 млрд. рублей. Чем не «профессиональное достижение», о которых принято говорить в праздник?
В 2008 году были названы стратегические цели развития малого бизнеса в Ульяновской области к 2010 году: доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет области – 8-9%, доля численности работающих на малых предприятиях – 24-25%, увеличение инвестиций в основной капитал в 2-2,5 раза (до 3 – 3,3 млрд. рублей). Получится ли – увидим уже скоро. А губернатор поставил областному Департаменту развития предпринимательства задачу тактическую: в 2010 году в сфере малого бизнеса должно быть создано 8 тыс. новых рабочих мест.
Не расслабляйтесь!
В 2010 году все меры поддержки сохранены. Объем финансовой помощи даже усилится – за счет дополнительной капитализации регионального фонда поручительств и создания новой микрофинасовой организации. Ульяновская область принимает участие и в программах кредитования малого бизнеса, реализуемых через Российский банк «Развитие».
Особое внимание обещано инновационному бизнесу. Все наработки в сфере инвестиций будут проецироваться и на малые предприятия. Создается инвестиционная карта малого бизнеса – единый региональный реестр инвестиционных площадок для субъектов малого предпринимательства. Задача поставлена следующая: все площадки на территориях муниципальных образований надо нормативно закрепить, произвести бизнес-паспортизацию с оформлением земельно-правовой документации. Это облегчит доступ малым предпринимателям к бизнес-ресурсам региона.
Но в бочку меда, как водится – дегтя. В российском правительстве готовятся законы о новых видах обязательного страхования. МЧС, например, дорабатывает законопроект об обязательном противопожарном страховании. Все идет к тому, что страховать свою ответственность должны будут только юрлица и индивидуальные предприниматели – владельцы объектов недвижимости с массовым пребыванием людей (от 50 человек). Страховые суммы таковы: помещение площадью до 50 кв. м – 5 млн. рублей, свыше 2 тыс. кв. м – 20 млн. Минтранс сообщил, что летом внесет в Госдуму проект по страхованию ответственности перевозчиков. Там тоже предусмотрены повышения ставок.
Про ЕСН и говорить нечего. Замена его страховыми взносами «аукнется» огромному числу малых предпринимателей. С 1 января 2011 года для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, налоговая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза.
А самое главное – праздник не бывает бесконечным. Вы обратили внимание: губернатор заявляет, что до 2012 года все существующие меры поддержки будут сохранены. Председатель Правительства РФ намекает, что после 2012 года преференции малому бизнесу пересмотрят. Торопитесь воспользоваться. Осталось всего два года!
Какой главный урок вывели вы из нескольких лет предпринимательской деятельности?
Этот вопрос «ДО» задало героям своих «Бизнес-историй», опубликованных к первому Дню российского предпринимателя. Ответы получили такие:
– главное – видеть цель, не бояться препятствий и верить в себя;
– залог успеха – система и самодисциплина, самоконтроль и нацеленность на результат;
– надо не распыляться, а глубоко уходить в профессию и создавать команду;
– ставя серьезные цели, нужно быть готовым подчинить им свою личную свободу;
– нужно иметь смелость брать ответственность на себя;
– начиная бизнес, нужно запастись терпением: нельзя достичь успеха быстро;
– успеха можно достичь только в том деле, которое любишь;
– самоотверженно работающий предприниматель не может быть неудачен.
Мария Мишина