На каждую тысячу россиян приходится 225 легковых автомобилей – в два-три раза меньше, чем в европейских странах. Средний «возраст» нашего автопарка – без малого 13 лет. А это значит, что рынку есть куда развиваться. Только получится ли?
Страна «долгожителей»
За последний год российский автомобильный парк “постарел” почти на год: со средних 12 лет в начале 2009-го до 12,9 – к весне 2010-го, констатируют специалисты аналитического агентства «Автостат». Это связано с тем, что в 2009 году продажи новых автомобилей сократились примерно вдвое, и почти половина из них была 2008 года выпуска. В сегодняшней структуре российского автопарка более половины машин (51%) – старше десяти лет и почти четверть (23%) – двадцати, отмечают аналитики.
Цифры подразумевают наличие потребности у россиян и обновлять свои авто, и вступать в ряды автомобилистов. Но многие ли наши соотечественники планируют в ближайшее время приобрести автомобиль? Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) задал нынешней весной этот вопрос более 1600 жителей разных регионов России.
Как выяснилось, планы на покупку автомобиля есть у 15% респондентов, однако чаще – в долгосрочной перспективе. 9% хотят приобрести авто в течение двух-трех лет, 3% – в течение года, 2% – в ближайшее полугодие и только 1% – в течение месяца. Причем чаще планируют купить автомобиль те, у кого он уже есть.
Тонули вместе, всплываем – порознь
Эксперты отмечают падение продаж на российском авторынке по сравнению с 2008 годом вдвое. Точки провала очевидны: тотальное снижение зарплат, рост безработицы, сокращение автокредитования. Как результат – падение спроса. Что в этих условиях можно предпринять?
– Предвидя снижение уровня продаж автомобилей, мы усилили направление по техобслуживанию, – говорит начальник отдела продаж дилерского центра «LADA» компании «Авторай» Лариса Тимина. – В прошлом и начале этого года прошла модернизация службы сервиса, мы закупили передовое оборудование, специалисты прошли дополнительное обучение. Изменился рабочий день СТО, теперь она работает с 8.00 до 20.00 в будни, а воскресенье перестало быть выходным днем. Для покупателей автомобилей существенно расширился ассортимент дополнительного оборудования, предлагаемого в нашем салоне. Что касается работы автосалона, то у нас проходили акции «Страховка ОСАГО в подарок» и «100 дней» (скидка на автомобили, выпущенные более 100 дней назад), а также действовала программа «Лада Финанс», в рамках которой предоставлялась скидка от производителя.
Коллега Тиминой директор дилерского центра ООО «Авторай-КИА» Сергей Зыков отмечает, что в начале 2009 года наблюдался спад уровня продаж по всему модельному ряду. В ответ кризису корпорация KIA Motors вывела на рынок пять новых моделей. Начали действовать программы «KIA Road Assistance» (помощь на дорогах), «KIA Finance» (выгодные кредитные программы в сотрудничестве с ведущими банками России). Плюс расширилась гарантия: теперь она составляет 5 лет, или 150 тыс. км пробега.
– Продажи автомобилей KIA в Ульяновске активизировались во второй половине прошлого года, и уже к октябрю мы вышли на докризисный уровень, – говорит Сергей Зыков о результатах предпринятых мер.
Российские дилеры вынуждены были демонстрировать изобретательность: если начало экономического кризиса автомобильные отрасли России и Европы встретили в режиме синхронного погружения, то дальше события стали развиваться по разным сценариям. Правительствам европейских стран с помощью бонусов за утилизацию старого автомобиля при покупке нового удалось вывести рынок из глубокой ямы начала 2009 в символический минус 1,6% по его итогам, отмечает «Автостат». А меры, предпринятые для поддержания отрасли российским правительством, оказались неэффективными.
В докризисный период стремительный рост продаж легковых авто поддерживало автокредитование. В 2009 году, по оценкам аналитиков PwC, доля машин, приобретенных в кредит, в общем объеме продаж снизилась более чем вдвое.
В апреле исполнился год постановлению правительства РФ о субсидировании ставок по кредитам на приобретение легковых машин целого ряда марок. Схема проста: банк предоставляет кредит, заемщик выплачивает лишь часть указанных в договоре процентов. Платежи в размере двух третей от ставки рефинансирования берет на себя государство.
Планировалось, что в рамках этой программы за год будет продано 150 тысяч машин. По отчетам Министерства промышленности и торговли РФ, получилось чуть больше 70 тысяч. Из них 47 тыс. автомобилей были приобретены после либерализации условий, когда изначальный порог цены в 300 тыс. рублей за авто повысился до 600 тысяч, а снижение первого взноса уменьшилось в два раза – с 30% до 15.
«Тонким» местом правительственных мер аналитики называют и то, что изначально кредитовать по льготной схеме могли только крупнейшие банки. Большинство частных банков включилось в программу лишь в ноябре-декабре, когда ее действие заканчивалось, и затихло в ожидании продолжения.
Соответствующее постановление правительства РФ было опубликовано 9 февраля. Список кредитных организаций расширился с четырех (в апреле 2009 года) до 104-х. Банки на посыл правительства отреагировали. Объехав ряд автосалонов Ульяновска в конце апреля, мы убедились, что представители коммерческих кредитных организаций работают практически везде и готовы оформлять кредит по программе государственного субсидирования в режиме «экспресс». Услуги госбанков автосалоны представляют сами.
Минпромторг доволен: к середине апреля в стране было выдано уже 26 тысяч льготных госкредитов.
Даешь утилизацию
Гораздо лучшие результаты дает вторая антикризисная программа правительства – утилизация старых автомобилей в обмен на скидку в 50 тыс. рублей при покупке нового. Стартовала она 8 марта нынешнего года.
Первые итоги профильное министерство подвело в середине апреля: на тот момент в России было реализовано уже 55 тысяч сертификатов из 200 тыс. запланированных. По данным регионального министерства промышленности и транспорта, в Ульяновской области из 18 марок автомобилей, на которые можно получить утилизационную скидку, представлены только 12: УАЗ, Renault, Ford, Chevrolet, Opel, ГАЗ, Fiat, «sang Yong, Skoda, Volkswagen, Toyota, ВАЗ.
По количеству поданных обращений на покупку автомобилей в рамках программы лидирует ВАЗ, следующий в рейтинге – УАЗ – уступает ему в 5,7 раза. Но по количеству проданных авто разрыв не так велик: по данным регионального минпрома, на 21 апреля с утилизационной скидкой продано 368 ВАЗов и 280 УАЗов. На долю всех остальных дилеров в сумме пришлось восемь автомобилей. Всего продано 656 машин.
Рейтинг марок автомобилей, проданных по программе утилизации на российском рынке в целом, таков: ВАЗ, УАЗ, Renault, Ford, Chevrolet, ГАЗ, Fiat.
2 апреля Минпромторг РФ заявил о начале возмещения дилерам расходов, перечислив первые 2,05 млн. рублей. Сумма весьма скромная, если учесть, что всего на программу утилизации государство выделило 11 млрд. рублей, в том числе 10 млрд. – на возмещение средств дилерским центрам.
Но и в конце апреля этот министерский посыл автодилеры воспринимали без энтузиазма. Менеджеры сразу нескольких ульяновских салонов сказали «ДО», что компенсации, обещанные государством, «неизвестно, когда будут».
Теперь Минпромторг ставит задачу обновить грузовой и автобусный автопарк страны и вышел в Госдуму с предложением распространить действие программы на грузовой и автобусный парк. Сумма компенсации обозначена в пределах 100-150 тыс. рублей за грузовик, который находился в эксплуатации 12-20 лет. В отношении легковых автомобилей, по информации сайта министерства, продлевать программу утилизации пока планов нет.
Со скидкой, но дороже
Производство легковых автомобилей в России в первом квартале 2010 года выросло на 56,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 190 тыс. штук. Таковы данные Росстата.
Официальные цифры иллюстрирует информация «с мест». В апреле, в будний день, автосалоны Ульяновска не пустовали.
– С января 2010 года наблюдается заметный рост продаж. Частично это связано с сезонной динамикой, частично – с перераспределением доли рынка между официальными дилерами LADA, – говорит Лариса Тимина.
В салоне «Honda» «ДО» сообщили о продаже трех автомобилей за день. Пример колоритный, но вряд ли отражающий ситуацию.
– На фоне общего падения рынка больше всего пострадал сегмент бюджетных, массовых автомобилей как в количественном, так и в стоимостном выражении. Меньше всего – премиум-бренды, – говорит директор по развитию, маркетингу и рекламе ООО «Техцентр Автомир – Сервис» Андрей Козин.
Попытки производителей реанимировать продажи в бюджетном сегменте налицо: предложение автомобилей в ценовой категории от 400 до 700 тыс. рублей практически везде сопровождается информацией о скидах от 50 до 90 тыс. рублей. Менеджеры признают, что даже с учетом скидки автомобили по сравнению с прошлым годом подорожали, но оживление на рынке подтверждают – и по посещению салонов, и по покупкам.
– Еще рано говорить о росте местного автомобильного рынка, – считает Андрей Козин. – Тем более что практически все производители либо сократили свои планы по продажам, либо оставили их на уровне 2009 года. Но по общим итогам марта наметившийся положительный тренд дает повод для оптимизма. Большие надежды связаны с программой по утилизации. Тем более что 55% легкового парка Ульяновской области составляют автомобили старше десяти лет.
Сдержанному оптимизму директора по развитию ООО «Техцентр Автомир – Сервис» созвучна оценка ситуации компанией «Берегиня Люкс»:
– Чувствуется, что кризис проходит. Оживился спрос на все модели IVECO, особенно на микроавтобусы, начиная с февраля 2010 года.
Истина на качелях
В обзоре автомобильного рынка, опубликованном «ДО» в прошлом апреле, эксперты предлагали два варианта развития событий. От прагматиков – падение рынка по итогам года на 25%, от пессимистов – на 50% (оптимистов на тот момент не наблюдалось). Спустя год официальная статистика подтвердила, что в точку попали пессимисты.
Тем не менее, весеннее оживление на автомбильном рынке нынешнего года директор ООО «Эскорт» Вячеслав Зимин не склонен считать явлением сезонным:
– Об улучшении экономической обстановки я бы говорить не стал, но ситуация в автомобильной отрасли в этом году пойдет на улучшение. Кризисное настроение рассеивается, люди в предпринимательской среде ищут пути, как развивать свой бизнес, мобилизуют силы. Плюс интересные предложения банков и антикризисные программы правительства…
Заместитель генерального директора ООО «Автомобильный торговый дом «Вега» Алексей Рабинович считает, что кризис не помеха тому, кто действительно настроен на покупку конкретного автомобиля: «Вега» стала официальным дилером Suzuki в октябре 2009 года, то есть практически на пике кризиса. Но дело пошло, с продажами все в порядке.
Из трех сценариев развития событий на российском авторынке в 2010 году, предложенных аналитиками Автостата, сложившаяся к весне картина больше подходит к сценарию оптимистичному: «Дно кризиса уже пройдено, и после сезонного снижения продаж в январе – феврале начнется медленный рост рынка, который оживится во втором полугодии текущего года». По пессимистичному сценарию рынок должен был находиться на дне в течение всего первого полугодия.
Восстановление российского авторынка до уровня 2008 года стоит ждать не раньше, чем через три-пять лет, полагают аналитики
Татьяна Захарычева