Вадим Пономарев, редактор отдела промышленности журнала «Эксперт Волга».

Руководство Ульяновской области намерено в апреле будущего года провести у себя в регионе первый международный авиатранспортный форум. Об этом журналистам сообщил заместитель председателя правительства региона Вильдан Зиннуров. «Буквально на днях губернатором Сергеем Морозовым подписано соответствующее распоряжение о проведении такого форума в Ульяновске. Цель форума — в первую очередь повышение конкурентоспособности авиатранспортной отрасли. Также форум должен будет придать новый импульс в инновационном развитии промышленности в целом», — сказал он.

По словам Вильдана Зиннурова, планируется направить приглашения для участия в форуме авиастроительным компаниям, авиаперевозчикам, логистическим и страховым компаниям, банкам из России, США, Китая, Ближнего Востока, европейских стран и СНГ. Основными результатами форума, по замыслу ульяновских властей, должно стать формирование позитивного международного имиджа регионов Приволжья.

При всей дерзости подобного замысла (региональные авиасалоны на 500 иностранных гостей в России еще не проводились) ульяновские власти рассчитывают на его успешность. Во-первых, здесь находится одно из крупнейших отечественных авиастроительных предприятий — «Авиастар-СП», которое должно стать основной площадкой по гражданскому авиастроению Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). И вряд ли без согласования с ОАК региональные власти решились бы заявлять об организации авиатранспортного форума. Во-вторых, на базе международного аэропорта Ульяновск-Восточный сейчас создается портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ), где, в частности, планируется создать центр по техническому обслуживаю всех типов самолетов. Кроме того, Ульяновск-Восточный и «Авиастар-СП» являются базой для одного из крупнейших мировых авиаперевозчиков грузов — авиакомпании «Волга-Днепр», эксплуатирующей воздушные грузовики «Руслан», производство которых в Ульяновске должно быть возобновлено в ближайшие четыре года. «И последнее, что дает нам право претендовать на проведение подобного форума, — училище гражданской авиации. Подготовка кадров сегодня ведется, но она разрозненна. Авиакомпании за время стагнации авиаотрасли раздробили образовательную систему, что негативно сказалось на качестве подготовки пилотов и на системе подготовки. У нас есть шанс создать международный центр для подготовки и переподготовки пилотов для всех видов летательных аппаратов», — подчеркнул журналистам вице-премьер регионального правительства.

Но при этом в окружении губернатора Ульяновской области к созданию аналога московского МАКСа или французского «Ле Бурже» на родине Ильича относятся скептически. «Диалоговую» часть форума планируется сосредоточить вокруг тем авиационных перевозок, производства альтернативных видов летательных аппаратов, в том числе дирижаблей и судов малой авиации, и подготовки кадров гражданской авиации. Авиашоу тоже планируется выстроить на местных образцах, начиная с уже упоминавшихся «Русланов», Ту-204СМ, которые начинают изготавливаться в цехах «Авиастара-СП», и заканчивая как опытными образцами дирижаблей типа «Локомоскайнер», производство которых планируется разместить в Ульяновске, так и полетами малой авиации (в начале апреля нынешнего года Ульяновск был выбран местом проведения Совбеза ПФО, где полпред президента Григорий Рапота заявил главам регионов о том, что в округе будет возрождаться регулярное воздушное сообщение между крупнейшими городами Поволжья, а столицей «авиационного» ПФО будет не кто-нибудь, а именно Ульяновск). Кроме того, по распоряжению губернатора сейчас готовится новая концепция ульяновского музея гражданской авиации под открытым небом.

Неясным, правда, пока остается три вопроса: на какую сумму и из каких источников будет профинансировано проведение в Ульяновске такого форума. А также где будут жить его гости. Относительно первых двух вопросов есть догадка, что деньги большей частью выделит ОАК. Для нее самой крайне важна раскрутка ульяновской производственной площадки. В отношении же мест проживания гостей форума можно сказать, что сейчас Ульяновск готов предоставить для такого мероприятия или ведомственную гостиницу авиастроительного предприятия с убранством в стиле «советский командировочный инженер», или несколько уютных, но маленьких частных отелей. Правда, осенью этого года самарская строительная корпорация «Авиакор» намерена начать строить в Ульяновске многофункциональный гостиничный комплекс Hilton Garden Inn, первая очередь которого будет сдана не ранее 2012 года. Поэтому высокопоставленным гостям авиафорума, скорее всего, придется ездить любоваться самолетами из соседней Самары.