Каждый возделывает свой огород по-разному. Кто-то делает все вручную, лопатой. Другие нанимают трактор или лошадь. Самым необычным образом поступил 44-летний житель Инзы Евгений Листков. Он изобрел электрический мотоблок, который практически все делает сам. Аналогов изобретению нет нигде в России.

– У меня раньше был заводской бензиновый мотоблок, – рассказывает Евгений Николаевич. – И до определенного времени я был им доволен. Но годы дают о себе знать. В один прекрасный момент я спросил себя – а кто на ком пашет? Я на нем, или он на мне? И твердо решил – изобрету собственный мотоблок, чтобы максимально облегчить физический труд.

Придумал сам

Пару лет назад Евгений начал работу.

– Началось все с того, что я полностью разобрал свой бензиновый «Каскад», – вспоминает он. – Ужасно тяжелый и неудобный в работе. И стал с нуля придумывать свой собственный мотоблок. От старого остались лишь некоторые детали. Например, колеса и кузов.

Все остальное самоделкин додумывал сам. Овладел сварочным аппаратом, чтобы под нужным углом прикреплять мелкие детали. Подружился с токарями, чтобы они вытачивали разные втулки.

– Абсолютно все брал из своей головы, – говорит Евгений Николаевич, показывая на свои чертежи, зарисованные на обычном тетрадном листке. –Никакими журналами и сайтами не пользовался, умных книг не читал. Каждый новый механизм – собственного производства.

Будущее за электричеством

Самой первой проблемой, вставшей на пути Евгения, стал выбор типа двигателя. И он сразу остановился на электрическом.

– Бензиновых мотоблоков великое множество, – говорит он. – И у всех одни и те же недостатки. Во-первых, это пусковой момент. Мотоблок не всегда будет новым и станет заводиться с первого раза. Порой очень долго приходится дергать его, чтобы завести. То бензин левый, то карбюратор начнет барахлить. Во-вторых, постоянно приходится слушать жуткий шум и вдыхать выхлопные газы. А если смотреть дальше, то сейчас весь мир переходит на альтернативные источники энергии. И я тоже поддался этой тенденции. За электричеством будущее. У моего электрического мотоблока недостатков минимум. Единственное, что мешает – это провод. Хотя я к нему уже привык. Зато нажал на кнопку, и он уже работает.

Из того, что было

Основной мотор на этом электромотоблоке стоит от стиральной машины «Вятка». Изобретатель сначала сомневался в надежности двигателя и долго тестировал его. Потом пришел к выводу, что мотор подходит по всем параметрам. К мотоблоку отдельно подключается фреза с электроприводом. Она используется для вспашки почвы. Здесь стоит двигатель от зернодробилки. Сама фреза тоже изобретение Листкова. Каждый механизм в ней сделан своими руками. Евгений, например, разобрал сиденье он старой Хонды и позаимствовал оттуда рамку регулировки. Поучаствовала в создании техники и супруга Валентина. Она занималась покраской мотоблока.

Центром управления необычной машины является амперметр, на котором установлены тумблеры.

– Он необходим для того, чтобы видеть нагрузку на двигатель, – делится Евгений. – Всего у мотоблока 4 скорости. Две вперед, две назад. Но с помощью реверса можно еще и варьировать каждой скоростью. Также с помощью специальной системы регулировки можно выбирать и глубину вспашки почвы.

Необычным конструкторским решением является горизонтальная установка редуктора. Хотя на всех заводских мотоблоках он установлен вертикально. Как говорит Евгений, это большой плюс для всех его деталей. Они постоянно находятся в масле, поэтому износ минимален.

Вообще все здесь сделано надежно.

– Все подшипники во втулках двойные, – говорит изобретатель. – Чтобы служили очень долго.

Лучше заводского

Выглядит изобретение лучше заводского – блестит на солнце свежей краской. На глазах изумленного корреспондента мотоблок сам ехал по огороду. Включаешь нужную скорость, аккуратно кладешь рядом провод. И метр за метром техника преодолевает сама.

– Грузил полный кузов щебенки, – рассказывает Евгений. – И он точно также едет и везет любой груз, мощности хватает. Выставляешь нужную глубину – и мотоблок сам пашет землю. Не нужно скрипя спиной нажимать на него. Смотришь только за тем, чтобы с прямой не сбился.

К слову, в огороде Листкова идеальный порядок. Ровные грядки, аккуратная беседка. В этом году все работы он делал с помощью своего изобретения. И землю пахал и навоз возил. Собственного производства здесь не только мотоблок. Мужчина сам сделал удобные штырьки для полива растений и разборный переносной мангал.

Отдельное место в хозяйстве Евгения занимает виноград. Этой ягоды он разводит несколько сортов, и собирает в большом количестве.

– Были бы не за рулем, вином бы угостил, – улыбается хозяин.

«Монстрик» без названия

Над тем, какое название дать чуду техники, Евгений думал вместе с супругой. Однако к общему мнению они пока не пришли.

– Одно время «монстриком» его называли, – смеется мужчина.

В планах у Листкова модернизировать мотоблок.

– Но это будет не скоро, – говорит он. – Сначала дом дострою. А уж если займусь модернизацией, то нужно будет перевести технику на аккумуляторы. Тогда можно будет мотоблок и в серийное производство пустить!