В 2011 году подходит второй срок губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. Москве придётся делать выбор, оставить действующего главу на новый срок или предложить другую влиятельную кандидатуру. Общих критериев для принятия того или иного решения не существует – каждый случай индивидуален.

Тихо и незаметно к Ульяновской области подкрадывается 2011 год. Только улеглась суета вокруг формы и содержания должности градоначальника в областной столице, как над политическим горизонтом замаячила смена губернатора региона.

По некоторым данным, уже началась подготовка переназначения на следующий, третий, срок действующего главы Сергея Морозова. Консультации по этому поводу ведутся на самых верхах. Однако, похоже, ни федеральное начальство, ни сам наместник субъекта федерации, не уверены в том, что это переназначение состоится.

Анализ пожалования губерний периода президентства Медведева говорит о том, что двух одинаковых правил назначений в двух одинаковых субъектах не существует. Каждый раз главам регионов предъявляются всё больше требований со стороны центра, от исполнения которых, якобы, зависит их дальнейшая судьба. При этом ещё ни один губернатор не был ни назначен, ни отставлен по каким-либо формальным критериям – всегда этот акт таинства происходил на сверхрациональном, еле уловимом, уровне. В реальности же за имперской сакральностью скрываются аппаратные игры, ресурсные торги и немного информационной харизмы.

Если верить появившимся в интернете слухам, губернатор Морозов уже нашёл себе покровителя, способного отстоять его кандидатуру перед президентом. Это известный собственник заводов, пароходов и яиц Виктор Вексельберг, назначенный недавно главой инновационного центра в Сколково. Хорошим реверансом в сторону президента стало открытие в здании регионального правительства его приёмной, которая по размаху не уступает челобитному дому предыдущего главы государства. Да и сам Морозов, по большому счёту, нравится молодому кремлёвскому инноватору своим неординарным струнным мышлением. Поэтому все шансы сорганизовать под одобрение Медведева в ульяновском углу небольшую кремниевую долину у Вексельберга и Морозова есть.

Что касается благоприятного информационного фона, то начавшаяся кампания по появлению губернатора на федеральных каналах, в радиоэфире модных станций и на страницах деловой прессы, уже замечена сторонними наблюдателями. Вероятно, эта шумиха ещё только в самом начале, и нам удастся стать свидетелями ещё массы громких заявлений и вселенских прожектов. Надо отдать должное, за последнее время Ульяновск стал узнаваем в российских масштабах не только как центр забавных идей, но и как регион, в котором реализуются масштабные проекты. Без сомнений, скоро на свет появятся и результаты опросов населения, в которых сухими цифрами будет излита всенародная любовь жителей области к главе региона. Словом, имидж местного самородка благоприятно способствует внесению имени Морозова в тройку претендентов.

По старой русской традиции в эту тройку должны быть запряжены ещё пару кандидатов: какой-нибудь засланный казачок и местный знаток региональных особенностей. Среди местной элиты почти нет никого, кто бы мог сравниться с уже действующим губернатором. Самый лучший кандидат, Александр Пинков, уже пристроен на место смотрящего за городом Ульяновском. Назначение другого соратника, Владимира Козина, может осложниться личной неприязнью к нему со стороны ульяновского истеблишмента. Поэтому, скорее всего, в качестве местной альтернативы партией и президентом будет предложен кто-то из местных федералов или из депутатов федерального уровня. В случае, если в Кремле захотят и вовсе избавиться от услуг нынешнего главы региона, в список включат одного влиятельного федерала из системы исполнительной власти и ещё одного федерала, более мелкого масштаба, чтобы исключить возможность манёвра для местных продавцов наместничества.

Возможен ли вариант того, что Морозова не переназначат на занимаемый им пост? Может статься и так, что вопреки мнению местного населения о том, что Сергей Иванович не самый плохой губернатор по сравнению с всякими там «варягами», его имя не прозвучит в качестве финального, хоть и будет включено в партийную тройку. Во-первых, правящая партия может помешать формированию промедведевского корпуса губернаторов накануне выборов более высокого ранга, где у действующего президента может быть вполне конкретный кандидат от «Единой России». Во-вторых, при смене «социальной базы» правящей верхушки, ключевые посты (в том числе и пост номер один) могут быть отданы новым хозяевам в обмен на тёплые места в перспективных проектах. Почему бы, скажем, Морозову не возглавить родной Димитровград и те деньги, которые планируется в него влить? В общем, вариантов остаётся много.

Но необходимо, как мне кажется, при всех прочих аргументах «за» и «против» назначения на новый срок ориентироваться ещё и на личные качества действующего губернатора, его управленческий потенциал. Сможет ли он быть полезен для развития региона? Ведь, без развития Ульяновская область по-прежнему рискует оставаться дотационной с устаревшей промышленностью и низкими доходами населения. При таком раскладе никому из федералов регион в качестве социальной нагрузки не интересен. Не будет ли иметь смысл поставить более эффективного менеджера?

Не секрет, что управление губернией держится сейчас на одном человеке, который временами не справляется со своими обязанностями. Его правление носит ярко выраженный автократический характер, порою напоминая властное чудачество. Морозов склонен часто менять министров, подавляя при этом всяческую их самостоятельность и инициативу. При этом его собственные инициативы, почерпнутые в интернете, входят в диссонанс с текущей деятельностью органов исполнительной власти. Иногда из уст губернатора звучат заведомо невыполнимые задачи для подчиненных, иногда он сам не понимает задач, которые стоят перед регионом.

Всё это, безусловно, известно людям, принимающим решения, поэтому президенту в 2011 году будет трудно противопоставить мечтательный дух губернатора без команды деловым качествам претендента, который может за это время появиться. Все признаки говорят за то, что имя претендента вскоре возникнет на небосклоне ульяновской политики. Нам остаётся внимательно наблюдать за новыми звёздами.