Изобразительное искусство трех веков представляет новая коллекция картин российских художников в Рериховском центре духовной культуры.

Около полусотни репродукций полотен художников XVIII — начала XX веков представлены на выставке. Разные имена, направления, жанры отражают развитие отечественного изобразительного искусства, историю русской мысли и страны. В XVIII веке в России начался период, связанный с именем Петра I и его реформами. Изобразительное искусство приобретает светский характер, впитывает наследие европейских мастеров. Постепенно формируется национальная школа живописи, у истоков которой находились портретисты Иван Аргунов, Владимир Боровиковский, создавшие самобытную традицию русского портретного искусства.

В XIX веке происходит становление пейзажа, развивается исторический и бытовой жанры, выделяется натюрморт. Это век Карла Брюллова, Ивана Шишкина, Василия Сурикова, Ильи Репина, Василия Перова. Каждый из них – выдающаяся личность. Так, Карл Брюллов – талантливый живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма. Его знали и признавали за границей. Член Миланской и Пармской академий, Академии святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств. Его кисти принадлежат «Итальянское утро» и «Итальянский полдень», «Всадница», «Вирсавия». Причем «Всадницу» писал он в 1832 году в Италии по заказу графини Ю.П.Самойловой с ее воспитанницы Джованины Пачини.

Конец XIX-начало XX века – Серебряный век в русском искусстве. Русские живописцы создают новый изобразительный язык, ведут поиски художественных средств, способных запечатлеть меняющийся мир. Они словно стремятся остановить мгновенье, разгадать запечатленный временем символ, написать эмоции, виденья и пророчества. В это время создают прекрасные полотна Константин Коровин, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Николай Рерих, Михаил Врубель, Марк Шагал. Живописец и театральный художник Константин Коровин творил в темпераментной манере под влиянием французского импрессионизма. Однако поначалу его яркий декоративный и эскизный стиль не понимали. Его коллега Александр Бенуа писал: «Когда появились на передвижных выставках первые картины К.Коровина, все у нас были еще так далеки от требований чисто живописных красочных впечатлений, что публика мучительно ломала себе голову, добиваясь разгадать „дикие“ намерения художника. „Кому нужна эта некрасивая барышня, стоящая среди березовых стволов, или эти три ничего не выражающие, пестрые девицы, позирующие перед каким-то пастушком..?“ Коровин написал самый лучший портрет русского певца Федора Шаляпина. Сам Бенуа (1870–1960) был представителем русского модерна, причем художественного образования не получал. Обучался на юридическом факультете Петербургского университета, самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью. Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома „Истории живописи в XIX веке“ Р.Мутера. Бенуа оформил оперу Рихарда Вагнера „Гибель богов“ на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Николая Черепнина „Павильон Армиды“. Причем увлечение балетом оказалось настолько сильным, что Александр Бенуа организовал частную балетную труппу, начавшую в 1909 году триумфальные выступления в Париже – „Русские сезоны“.

Творчество этих художников и их современников представлено в выставочном зале по адресу ул. Ленина, 71.