Остаться наедине с природой – всё равно, что раскрыть и углубиться в интереснейшую книгу. При этом происходят самые настоящие превращения, и ты уже не ты, а, к примеру, птаха в стайке родных тебе синичек. Или, проникнув в заросли тростника, плаваешь вместе с семьёй лысух. А вот и знакомая цапля приглашает тебя порыбачить вместе с ней, а потом отдохнуть на огромной развесистой иве. Сливаешься с природой, и диким кажется грохот шоссе, и хочется скрыться от чужих глаз, будто ты – маленький, дикий зверёк и не желаешь, чтобы кто-то нарушил границы твоих владений и навязал своё общество. Жаль, что не существует шапок-невидимок, но природа сама нередко приходит нам на помощь и предлагает уютный уголок, неприметный постороннему взгляду. Любые слова здесь кажутся лишними, улетучиваются житейские проблемы, и вот теперь можно раствориться в природе и стать главным героем её великого спектакля – Бытия.

30.04.09–3.05.09.

Сенгилеевский район

Наша небольшая экспедиция в составе М.А. Королькова, Л.А. Масленниковой, Б.А. Красуна и меня, Е.А. Артемьевой, работает в окрестностях села Вырыстайкино. Погода прохладная, но звери активны и близко подпускают, много колоний сурков.

На весеннем пролёте массовые стаи птиц отдыхают и кормятся по Волге и в Мордовском заливе. В оврагах снуют прыткие ящерицы, уж обыкновенный и медянка.

На прогретых солнцем местах расцвёл адонис весенний, и на нём кормятся ксилокопы (крупные фиолетовые пчёлы-плотники). На склонах – жуки-майки с сине-фиолетовым отливом.

Место для лагеря обозначили в овраге. Рядом гнездо орлана-белохвоста.

Макс и Богдан нашли родник и, насколько было возможно, расчистили.

Наблюдали самца обыкновенной горихвостки, который периодически залетал в сурчиную нору на отвесном склоне. В Мордовском заливе Куйбышевского водохранилища, недалеко от берега, плавали гагары (краснозобая и чернозобая), а на следующий день – пара средних крохалей в стае больших крохалей.

Возле лагеря пела печальная пеночка, а рядом, в овраге на склоне Волги, мы нашли гнездо орланов-белохвостов. Отмечены орёл-карлик и орлы-могильники – их обитает здесь более 20 особей.

На этой территории оказалось 3-4 участка филина. 1 мая под гнездом в Большом овраге нашли мёртвую самку филина, которая, судя по ранам, погибла от пернатого хищника – орлана-белохвоста.

Звёзды на небе – к морозу. Самец филина заухал в темноте, на краю ближнего леса. Ему отозвалась самка из нашего оврага…

5.05.09–10.05.09.

Старокулаткинский и Павловский районы

Наша группа (Михаил и Дарья Кореповы, Масленников и я) исследовала степи, лесостепи, двухъярусную террасу в пойме реки Мостяк (приток реки Избалык), мощные системы оврагов и балок, леса, дубравы, березняки и посадки, дубравы. Стояли на двух точках: Шиковка и Новая Андреевка.

Обнаружили колонии сурков, редкого жука из Красной книги Ульяновской области – усача корнегрыза-крестоносца (у него на надкрыльях чёткий белый крест); из интересных редких растений – проломник наибольший, адонис волжский, бурачок пустынный. Встретились косули, лоси, слепыши и слепушонки, кабаны. Много степных гадюк.

По ночам Михаил подманивал сов – сплюшку и длиннохвостую неясыть.

Ранним утром были отмечены редкие виды птиц: орёл-карлик, каменка-плясунья, огари, сизоворонка, полевой конёк, ястребиная славка. Отыскали четыре гнезда орлов-могильников, в том числе в пойме у самого села, на старом белом тополе. Вот так орлы уживаются рядом с человеком.

29.05.09–1.06.09.

Посёлок Опытный

А. Базаров нас забросил на высокую гору, в довольно глухой лес, оставил нам две канистры с водой и уехал. Здесь мы и поселились. В кронах сосен над нашими палатками постоянно крутилась хохлатая синица. Даже пела. Песня у неё в синичьем стиле, но более басовитая и твёрдая по звучанию.

Ежедневно спугивали от трёх до семи дупелей в одном и том же месте на лугах, за шоссе, близ посёлка Опытный. В глубоких сумерках мы с Максом пошли в луга и долго слушали токование дупелей. Утром, 31 мая, когда пошли на экскурсию, увидели и само место тока – плотно утоптанные участки травы, где токовали самцы.

Выделялся центральный участок. Видимо, лидирующий самец находился в центре. Интересно было бы пронаблюдать весь процесс токования с использованием прибора ночного видения.

Ежедневно ранним утром и после обеда, ближе к вечерней заре, паслись серые журавли (22 особи) на ближнем к нам пойменном лугу. Возможно, есть среди них гнездящиеся пары. Держались они именно попарно, одна из пар – особняком от остальных. При нашем приближении птицы либо скрывались за валом, низко припадая к земле, либо синхронно взлетали клином или шеренгой, делали круги, набирая высоту, потом улетали за лес. И снова возвращались на понравившиеся им места.

На вечерней экскурсии обнаружили два старых гнезда тетеревятника на высоких кряжистых соснах, в развилках стволов. Отметили массовую вспышку размножения майских хрущей, которые пожирали листву на дубах и берёзах. Ох, и аппетитный хруст стоял в воздухе! На вырубке на свежих спилах сосен серые еловые усачи проводят турнирные поединки, скрещиваясь усами, которые превосходят длину тела в несколько раз! Самцы бодаются головами, стараясь спихнуть друг друга с пня.

После наступления темноты ходили на большую округлую вырубку. В сумерках пролетел вальдшнеп с характерными тянущими позывами – тяга.

Макс приманивал сов, подражая крикам и свистам серой и длиннохвостой неясытей, сплюшки и филина. В ответ услышали душераздирающие хриплые вопли, похожие на крики самки длиннохвостой неясыти, сидящей на гнезде. Стало как-то не по себе, и мы вернулись в палатку.

30.05.09.

Новый Дол – пойма реки Барыш

Утром, при выходе из нашего леса, заметили орла-карлика, летящего над поймой реки Барыш, а на опушку леса вылетел орёл-могильник. Богдан снимал с треножником. Удалось заснять на лугах серых журавлей.

Целый день мы бродили в дебрях ивовых тугаев вдоль берега Барыша.

Кругом сплошная стена из перевитых лианами хмеля, дикого винограда и вьюнка, зарослей ивы, ольхи и крапивы. Трещат болотные камышёвки на разные голоса. Кроссовки давно утопли в болоте. Странно, что никто сегодня не надел сапоги, надеялись, что луга сухие. Падаем на отдых в тени одиноко стоящих деревьев.

Впереди показались строения – это Новодольское поселение с детским домом. Рядом пруд с купальщиками и одуванчиковый луг за зданием детского дома. Именно здесь, рядом с частным домом, на сухом дереве оказалась кольчатая горлица.

Как стемнело, мы с Максом опять отправились слушать токующих дупелей на лугах у посёлка Опытный. Звуки странные – механические, высокие и по тембру приятные. Будто стеклянными палочками бьют по бутылке, выделывают целые рулады и длинные трели. Всё это сопровождается подпрыгиванием и приплясыванием самцов на своих точках в кругу, как в хороводе.

В центре стоит самый активный самец и задаёт тон и темп остальным. Прямо дискотека… Самки сидят поодаль и в этих танцах участия не принимают.

31.05.09.

За реку Барыш

Сегодня я встала первая. Начала делать завтрак. Ленточники Сапфо летают…

После завтрака Богдан решил прогуляться и исчез. Макс пошёл его искать и тоже пропал. Наконец, все собрались и тронулись в путь. На этот раз взяли с собой сапоги. Снова нас ждали журавли у Опытного.

Перешли по старому заброшенному трухлявому мосту реку Барыш. Пляж песчаный. Кулики-перевозчики перелетают и топчутся по грязи вдоль береговой линии.

Становится очень жарко. Спасает лёгкий ветерок. Забираемся на вершину песчано-каменистой горы. С неё открывается лесная панорама на все стороны. Растительность интересная и довольно редкая – седое цминовое и моховое покрытие, похожее на мягкий ковёр. И вдруг увидели летящую на нас очень крупную чёрно-белую птицу. Оказался чёрный аист! Вид, который уже более 10 лет у нас в области не отмечался и считался исчезнувшим. Всё-таки стоило нам сюда приехать и пойти именно в этом направлении!

И пошло везение: нашли серого сорокопута в молодых соснах на этой же горе. На обратной дороге засняли самца лугового луня: птица отдыхала в лунке. А на подходе к лагерю сняли пасущихся серых журавлей и отметили поющую северную бормотушку.

Сегодня решили лечь спать пораньше. Завтра надо попробовать сходить на экскурсию ранним утром.

2.07.09.

Коржины горы и Караульная гора

Утро началось с заготовки дров. Дима и Алексей никак не могли раскочегарить костёр и сварить кашу – им помогали всем табором. Наконец, отправились в путь: снова в Долину Чауши, но с уходом в лес. Дорога сразу стала подниматься в гору, потом постепенно затерялась среди высокой и густой травы.

Опять вышли на вырубку, где нашли потрёпанного аполлона. По лесной дороге шли часа два, потом она вывела на опушку, к самым холмам. А мы думали, что ушли неизвестно куда.

Тут устроили привал, и вчерашняя наша картошка с тушёнкой пришлась как нельзя кстати. Студенты это тоже оценили. До обеда времени было много, поэтому решили сбегать на Караульную гору.

День разогрелся до 30 градусов жары! Меловая дорога отражает ультрафиолет и богата солями, покрыта помётом лис – это привлекает мириады бабочек, которые клубятся, садятся и обсасывают хоботками субстрат.

Кого только тут нет: переливницы, пафии, ефросины, аталии, аурелии, попалась даже одна перламутровка Геката (очень редкий вид!), аргусы, икары, морсеи… Биоразнообразие здесь просто зашкаливает.

Мы сворачиваем с дороги влево. Впереди лес резко разреживается, и становится слышен рёв машин. Кажется, мы не туда попали – там вырубают лес. Со второй попытки находим колышек с № 67 – надо подниматься вверх по склону. В такую-то жарищу!

Лезем… На склоне нашли дремлик тёмно-красный – очень редкий вид орхидей соснового леса. Со смотровой площадки виден массив леса на Коржиных горах, окрестности с ближайшими сёлами: Старое и Новое Зелёное. Рядом воздвигнут крест: это место освятили год назад. Гора названа Караульной, поскольку, по преданию, разбойники держали здесь караул.

Многих жителей Радищево долгие годы беспокоили кошмарные сновидения, поэтому и решили гору освятить.

3.07.09.

Соловчиха и Лунные горы

К девяти утра к нам прибыл «уазик» «Скорая помощь», и наша поездка превратилась в настоящее авторалли.

Объезжаем весь Соловчихинский массив до Юрьевки и потом до хутора Медовой.

Выходим из машины и наблюдаем семью красных степных уток огарей на пруду у родника. Они гнездятся в старых норах сурков. Вид редкий, занесён в Красные книги РФ и Ульяновской области. Как правило, в это время слетки ещё не летают: они плавают в пруду и ныряют, зато родители нарезают круги и переговариваются между собой.

Выезжаем к самой Вышке на Зиминой горе. Это – самая высокая точка в Ульяновской области (363 м). За ней расположена гряда меловых гор, которые мы назвали Лунными за их белую окраску. Отсюда нам предстоит пройти до шихана Святогор и Старого родника с мёртвой и живой водой, откуда в 17-00 нас должен будет забрать Рамис на «уазике». В запасе у нас пять часов.

Над Зиминой горой взмыли два орла-могильника: эта пара живёт здесь несколько лет. Солнце палит, а ветер – всё сильнее. Вскоре стали собираться тучки, быстро выросла огромная синяя туча, несущая грозу. Мы пытаемся убежать от неё к лесу, но дождь настигает быстро. Всё мгновенно становится мокрым, и грязь прилипает к обуви пудовыми гирями.

Гроза закончилась быстро. Как-то сразу посвежело. По лесной дороге выбираемся на хутор Медовой, к роднику и прудику с огарями. Птицы все на месте, как сторожевые.

«Скорая помощь» пришла на помощь очень вовремя: силы студентов давно на исходе… Теперь наш путь лежит к Долине солнечных орлов, в направлении шихана Святогора. На берегу пруда приземлилась молодая серая цапля и нисколько нас не боится. Тут же воспарил орёл-могильник.

На вершине Святогора есть тайник, куда все, кто здесь бывает, кладут записки со своими желаниями – такая сложилась традиция. Хотели и мы загадать желания… Увы, кто-то раскопал тайник. Мы увидели глубокую зияющую яму, словно рану на теле шихана.

Кругом навалены горы выработанной породы. Скорее всего, искали клад так называемые чёрные археологи.

4.07.09.

Отъезд домой

Погода начала портиться с утра, пошли густые облака, которые быстро накрутились в тучу с полнеба. Ударил гром, и сплошной стеной полились холодные потоки, по стенкам палатки забарабанил крупный град. Примерно через час-полтора мы выглянули из палатки и увидели разбросанную по склону обувь, кучки крупного белого града, который не хотел таять под июльским солнцем, и потоки воды, текущие по склону. Постепенно лагерь оживал. Вот уже и костёр запылал, и чай вскипел, и народ собрался.

Сегодня – последний день и последняя ночь. Завтра рано утром мы все поедем домой. Для кого-то это последняя экспедиция, а для иных – начало большого пути, который будет связан с исследованием природы.

Елена Артемьева