Сегодня утром опять увидела из окна маршрутки остатки старых, уютных, с резными наличниками домиков на улице Орлова – их сносят, чтобы выстроить новые элитные, порой обезличенные здания. Это вполне объяснимо: меняется эпоха, меняются люди, меняются их жилища. Но редкий человек задумывается о том, а что же было раньше на том месте, где он живёт, и как долго обитают здесь люди?

В краеведческой литературе, в газетно-журнальных публикациях часто упоминается об обнаружении древних поселений и могильников на Симбирской горе, прямо в центре Ульяновска, где сейчас располагаются основные государственные, образовательно-культурные учреждения, бульвар Венец, кварталы жилой застройки.

Археологи не сомневаются, что уже 10 тысяч лет назад здесь жили люди каменного века. Также учёными получены бесспорные доказательства того, что в более близкие к нам времена здесь селились сначала именьковские племена, затем древняя мордва, волжские булгары и русские.

Исследования, проводимые в течение столетий историками и краеведами, не дали исчерпывающих ответов на многочисленные вопросы, касающиеся того, почему в этих местах было такое количество древних поселений. Возможно, сюда, на водораздел Волги, Свияги и Симбирки, человека привлекало обилие зверей в дремучих лесах или неисчислимое количество рыбы в реках? А может быть, они искали защиты от врагов, и их привлекала неприступность Симбирской горы?

Ясность в решение этих вопросов вносят исследования, проведённые краеведом Б.С. Воробьёвым и доцентом кафедры истории Отечества УлГУ А.В. Вискалиным.

О выводах, полученных в результате экспедиций, мы беседуем с Александром Викторовичем Вискалиным: «В последние годы в окружающих Ульяновск лесах нами обнаружены многочисленные металлургические объекты по производству железа, ранее не известные науке. Все эти объекты приурочены к береговым обрывам и берегам многочисленных оврагов, прорезающих склоны правого берега Волги от Ульяновска и до села Новая Беденьга. Внешне эти объекты ничем не примечательны и представляют собой скопления многочисленных ям, вокруг которых обнаружены разливы железных шлаков, куски глиняной обмазки железоплавильных горнов, кусочки сферосидерита и средневековая глиняная посуда, покорёженная и растрескавшаяся от воздействия высоких температур. В Учебно-исследовательской археологической лаборатории гуманитарного факультета УлГУ по крупицам проведено восстановление некоторых сосудов, однозначно свидетельствующих, что металлургическое производство было налажено в середине I тысячелетия племенами именьковской культуры.

Масштаб «промышленной» деятельности этих племён впечатляет. Несмотря на то, что обследовано не более одного процента территории, уже сегодня выявлено несколько десятков металлургических площадок и сотни горнов. Горны не превышали 80 см в ширину и 1 м в высоту. Каждый из них выдерживал несколько плавок и в общей сложности мог дать от 50 до 70 кг практически чистого железа. Следовательно, речь может идти о сотнях тоннах выплавленного металла».

Учёный рассказал, что в качестве руды использовались добывавшиеся на дне многочисленных оврагов сферосидериты, несмотря на то, что в районе Поливны и был найден магнитный железняк, завезённый, предположительно, с Урала именьковцами.

Есть версия о том, что именьковцы пришли на среднюю Волгу именно оттуда. Сферосидериты, как и знаменитая минеральная вода «Волжанка», и полюбившийся горожанам и гостям города поделочный минерал симбирцит – подарки моря Юрского периода.

Слои, содержащие сферосидериты, залегают на большой глубине и добраться до них можно лишь в оврагах и на склоне волжского косогора только в окрестностях Ульяновска. Количество сферосидеритов невелико, что не позволяет развернуть современное промышленное производство. В раннем средневековье эта руда позволяла без особых усилий получать большое количество железа. Ещё одной положительной особенностью этой руды является отсутствие вредных примесей, в результате чего именьковские железные изделия доходят до нас в очень хорошем состоянии.

Трудно поверить, но средневековое железо, как серебро высокой пробы, практически не ржавеет и сохраняет красивый блеск даже после длительного нахождения в воде. Благородные особенности чёрного металла оценили современные местные рыбаки, наловчившиеся из него делать блёсны.

«Неожиданные результаты были получены нами и в центре современного Ульяновска, – продолжает Александр Викторович, – где обнаружено несколько зон концентрации именьковской и более поздней булгарской керамики. Они охватывают обширный участок в Ленинском районе города от улицы К. Маркса на юге и до улицы Рылеева на севере, а также на узком перешейке между оврагом реки Симбирки и волжским Венцом. В районе 1-го и 2-го пер. остатки рва, возможно, принадлежавшего старому татарскому городищу, хорошо известному ульяновским краеведам. Появившиеся в последние годы новые письменные свидетельства указывают, что здесь размещался лагерь строителей Симбирского кремля. От городища к волжскому Венцу шёл вал, перегораживавший узкий перешеек. Благодаря этому городище приобрело важное стратегическое значение, обеспечивало контроль за сухопутной дорогой, идущей по правому берегу Волги. Впоследствии стратегические функции городища перешли к Симбирской крепости, расположившейся немного южнее – в районе современной площади Ленина. Старое городище неоднократно гибло и восстанавливалось, пока не было поглощено современным городом».

Напрашивается вывод – именно здесь, от района Курмышек до Волжского косогора, остановились служивые люди и приданные им крестьяне в 1648 году и расположились лагерем для того, чтобы южнее по берегу построить Кремль. Для названия вновь построенного города взяли они имя древнего городища Симбэр, располагавшегося по левому берегу Волги ниже по течению, около нынешнего села Крестово Городище.

Окольничий царя Алексея Михайловича Богдан Хитрово выбрал гору для строительства пограничного города Русского государства, следуя той же логике, что и предыдущие поселенцы.

Место было удобно в стратегическом отношении, обеспечивало контроль за Волгой. Крутизна склонов выступала естественной преградой для возможных захватчиков. Кроме того, привлекали выходы железа, наличие лесных и водных ресурсов. Вот этой совокупности факторов и обязан наш город, основанный 362 года тому назад, месту своего расположения на самом гребне Симбирской горы.

Александра Владимирова