Моё увлечение фотографией началось почти тридцать лет назад. Сосед Мишка где-то раздобыл старенькую «Смену» и предложил сходить в парк, напротив нашего дома. Я уже не помню свои первые кадры, сделанные в одиннадцать лет, но интерес, зародившийся в тот момент, живёт во мне до сих пор. Это увлечение не было неожиданным и спонтанным. С первых минут жизни я слушал трели певчих птиц – мой отец, Савинов Анатолий Фёдорович, был страстным птицеловом – интересовался окружающим миром. И когда представился случай, я, не раздумывая, записался в фотокружок. Занятие фотографией впоследствии предопределило и будущую профессию. Со временем появились другие увлечения, но съёмка природы остаётся моим любимым делом, а такой жанр, как фотоохота, с головой затянул меня в мир неизведанного и таинственного.

Лесная соня

В 2008 году мы с ребятами стояли палаточным лагерем у села Паньшино Радищевского района. В первый же вечер экспедиции обнаружили красивого грызуна – лесную соню. Это было настоящим открытием, ведь она занесена в Международную Красную книгу и в Красную книгу нашего региона.

Соня легко и быстро передвигалась с ветки на ветку. Через несколько дней в дупле старого тёрна, что росло в центре лагеря, нашли и гнездо.

Лесные сони ведут ночной и скрытный образ жизни. Вечером, когда солнце начинало садиться, семейство сонь «оживало». За две недели наблюдения я выяснил, что из гнезда лесная соня всегда выходит в одно и то же время – в районе 20 часов 50 (+ 5) минут. Первым из основного дупла появлялось взрослое животное: сначала носик, потом и вся мордочка – соня тщательно проверяла обстановку вокруг. На этот ритуал грызун тратил 10–15 минут.

Удостоверившись, что угрозы нет, он выскакивал из дупла и уходил по верхушкам деревьев на ночную кормёжку. Выводок один за другим следовал за взрослым животным. Вторая взрослая особь покидала гнездо одной из последних. С ночной кормёжки сони возвращались около четырёх утра и не торопились прятаться. Молодые резвились, попискивая от удовольствия. Взрослые животные находились рядом и следили за безопасностью. С первыми лучами солнца семейство укладывалось спать.

Животные легко мирились с нашим соседством и жили своей обычной жизнью, позволяя себя фотографировать, особо не реагируя на присутствие человека и вспышки фотоаппарата.

Пастушок

В один из мартовских дней этого года я наконец-то выбрался «поохотиться». Съездил в Новоульяновск проверить старых знакомых – пастушков, которые зимуют на ручье, вытекающем с очистных сооружений. Пастушок – птица очень осторожная: при малейшем шорохе быстро скрывается в камышах.

Снимать её сложно, но интересно. К фотосъёмке я подготовился основательно: взял с собой магнитофончик с записью голоса пастушка (чтобы подманить птицу), стульчик, белую простыню для маскировки, ну, и, конечно же, фотоаппарат. Расчистил несколько точек для съёмки, включил «музыку» с голосом и затаился. Ждать пришлось недолго, через 15 минут появился молоденький пастушок. Птица не подходила ко мне ближе, чем на десять метров, и постоянно скрывалась за камышами, не выходя на открытое пространство.

Я решил сменить точку съёмки. Уже через десять минут взрослый пастушок робко, но верно стал продвигаться в мою сторону. Его явно привлекали голоса с моего магнитофона, но он чуял каждым своим пёрышком присутствие «фотографа-эколога», хоть я и старался быть незамеченным. Подойдя метров на шесть, пастушок рванул вдоль ручья и скрылся в камышах. Больше птицы ко мне близко не подходили, однако держались где-то рядышком.

Итогом моей съёмки стал один единственный кадр и море положительных эмоций.

Куница

В последнее утро убегающего марта, торопливо поглощая куски бутерброда, я обратил внимание на скопление врановых за окном. Пригляделся. На тополе вороны и галки окружили… куницу! Но откуда в городе этот лесной хищник?! Первые кадры сделал из окна квартиры. Наспех оделся, сложил фотоаппаратуру в сумку и стремглав бросился вниз по лестнице, а в голове крутилась лишь одна мысль: «Лишь бы не опоздать».

К моменту моего появления на месте событий куница уже успела перескочить несколько деревьев, спасаясь от ворон, пытавшихся клюнуть непрошеного гостя. Несколько раз птицам удавалось сбить зверька с ветки, но он, как резиновый мячик, отскакивал от земли и быстро взбирался на дерево.

Толпа зевак наблюдала за происходившим. «Это домашний хорёк. Его надо поймать и отдать хозяину», – эмоционально размахивая руками, комментировала женщина. Несколько маленьких девочек стояли у дерева и визжали от восхищения. Кунице столь пристальное внимание явно не нравилось. Попросив девочек отойти и вести себя спокойнее, я приготовился к съёмке. В знак благодарности куница спустилась на нижние ветки, и я успел сделать несколько снимков до того, как она скрылась от своих преследователей на чердаке дома.

Хорошо всё, что хорошо заканчивается. А зоологи Ульяновска до сих пор не могут прийти к единому мнению, что же за вид куницы мне посчастливилось сфотографировать. Каменную или лесную? Этот вопрос до сих пор остаётся открытым.

Вячеслав Савинов