К Дню города
Среди российских государственных деятелей XVII в. одним из самых выдающихся, бесспорно, является Богдан Матвеевич Хитрово. Нельзя сказать, чтобы имя его было неизвестно для специалистов да и просто любителей нашей истории. Для ульяновцев же Б.М.Хитрово – фигура знаковая: он основал их родной город Симбирск в 1648 году.
В начале славных дел
Место и дата рождения Б.М. Хитрово точно неизвестны. Предположительно он родился в 1615 г., в начале мая, когда празднуется день Иова Многострадального – имени, данного ему при крещении – в родовом поместье своего отца Матвея Елизаровича в селе Григоровском под Калугой. Родоначальник фамилии Хитрово – Едуган по прозвищу “сильно хитр” – выехал в XIV в. из Большой Орды, принял крещение под именем Андрея и поступил на службу к рязанскому князю Олегу. Последующие поколения рода Хитрово служили сначала рязанским князьям, а затем с присоединением княжества к Москве, верой и правдой – Московскому государству.
В знак их доблести и верности воинскому долгу на родовом гербе Хитрово были изображены две перекрещенные сабли и меч. Сведений о юных годах Богдана Хитрово крайне мало. Известно, что он получил прекрасное для своего времени образование, знал латынь и польский, что весьма способствовало его стремительной карьере. В восемнадцать лет он уже стряпчий, а через три года становится старшим из царских комнатных стольников.
В 1646 г. Б.М. Хитрово назначается воеводой в Темников. В подведомственной области он обводит земляным валом город Керенск. Керенская засечная черта соединяется с Атемарской – последней пограничной укрепленной линией, строившейся по общему замыслу “от реки Псел до реки Волги”. За умелую организацию строительства засечных черт, “за Керенскую службу … да за Карсунскую службу, за городовое и засечное строение” в 1647 г. Богдан Хитрово кроме других наград был пожалован в окольничие – второй по значимости чин Московского государства. В течение весны и лета 1648 г. Хитрово руководит строительством крепости Симбирск и острогов засечной черты. После основания Симбирска он возглавляет Челобитный приказ, Земский приказ, Новую четверть (приказ, ведавший сбором кабацких доходов), в звании наместника Ржевского назначается полномочным послом в Польшу. Вскоре Богдан Матвеевич принимает участие в победоносных военных походах против Польши и Швеции в должности “товарища воеводы большого полка”, т.е. являясь заместителем командира главного воинского подразделения, руководителя всей операции.
Плоды просвещения
В 1656 г. Богдан Хитрово получает чин оружейничего и вплоть до самой смерти возглавляет Оружейный приказ. В его ведении находилась Оружейная палата, где сосредоточены были не только производство вооружения, но и различные искусства и ремесла. Усилиями Хитрово в Оружейной палате была создана одна из лучших школ отечественной иконописи. Здесь работали Симон Ушаков, Иосиф Владимиров, Иван Салтанов. Помимо иконописцев сюда были собраны и лучшие мастера-оружейники, а также мастера “золотого, серебряного и алмазного” дела, создававшие произведения, ныне являющиеся гордостью отечественного прикладного искусства. Богданом Матвеевичем создавались все необходимые условия для работы мастеров, лучшие из них поощрялись материально. Иностранцам Хитрово ставил обязательное условие “бесскрытно обучить ученика из русских людей”.
Будучи сам просвещенным человеком в “западном” стиле, Богдан Хитрово ратовал за просвещение, приобщение к достижениям западноевропейской культуры, много способствовал деятельности своего двоюродного брата Ф.М. Ртищева, основавшего с помощью киевских монахов школу при Андреевском монастыре, покровительствовал известному поэту и ученому Симеону Полоцкому. Симеон Полоцкий посвятил Богдану Матвеевичу несколько стихотворений в своем “Рифмологионе”. Интересно, что даже среди дворовых Хитрово были люди, тратившие большие деньги на книги. В 1663 г., оставаясь оружейничим, Б.М. Хитрово получает в свое ведение Золотую и Серебряную палаты, приказ Большого дворца – обширное царское хозяйство, а позднее и титул дворецкого, в 1667 г. – высший чин боярина. Теперь он фактически выступает в качестве руководителя государства, являясь, по словам иностранных современников, “государевым гофмейстером … который у нынешнего царя получил наибольшее влияние из всех министров”. Весьма часто Богдан Матвеевич участвует в переговорах с иноземными послами, высоко оценивавшими его опыт.
Отличался милосердием
Что касается личных качеств Богдана Матвеевича, то здесь, если судить по свидетельствам современников и документам, картина складывается весьма противоречивая. С одной стороны, его обвиняли в чрезмерном пристрастии к женскому полу и даже убийстве на этой почве своей первой жены. Во время Медного бунта народ считал его одним из виновников введения медных денег, покровительствовавшим фальшивомонетчикам, и требовал расправы над ним, так что для охраны его жизни и имущества пришлось выставить стрелецкий караул. В 1655 г. под предлогом того, что у него нет подмосковных владений, Б.М. Хитрово попытался оттягать вотчину своего дальнего родственника Олферьева – село Ознобишино (ныне Подольского района) у его вдовы. Тогда вдове удалось отстоять свои права на вотчину. Однако через 20 лет, войдя в еще большую силу, Богдан Матвеевич возобновляет свои притязания, обвиняя вдову в подлоге, и уже при новом царе, Феодоре Алексеевиче, Ознобишино становится его собственностью. Известен его конфликт с патриархом Никоном из-за патриаршего стряпчего, которого Хитрово ударил палкой по лбу.
С другой стороны, иностранные современники отмечали, что даже на вершине своей карьеры он выгодно отличался от других царских вельмож своим милосердием. “Почтеннейший муж”, “который не затыкает ушей своих от просителей, который столь великодушно и искусно поддерживает славу Царского венца благотворною своею рукою, что почти совершенно уничтожил господствующее здесь тиранство”, “Суровость пасмурного чела, бывающую обыкновенным пятном народа необразованного, смягчил он кротостью и приветливостью, дотоле почти неизвестною боярам сих стран, и сколько превосходит он прочих министров в искусстве правления, столько заслуживает уважения и любви великодушным и неутомимым ходатайством за несчастных…” – таким представлялся он иностранцам (к ним Богдан Матвеевич вообще относился очень хорошо: недаром ему было поручено устройство Немецкой слободы в Москве). Был Б.М. Хитрово и активным храмоздателем: им построены церкви в родном Григоровском, родовом Перемышльском Троице-Лютикове монастыре, подмосковных Братцеве, Ознобишине, Тарычеве и других. Завещанием после смерти Богдан Матвеевич отпускал на волю своих кабальных, “полонных” и дворовых людей, так что даже последовал царский указ “впредь никому то за образец и на пример не ставить”.
Б.М. Хитрово скончался 27 марта 1680 г. и был похоронен в Новодевичем монастыре в некрополе Смоленского собора. Его государственная, градостроительная и культурная деятельность, а также роль в развитии искусств и просвещения в России нечувственным образом отражается в нас – далеких потомках той переломной эпохи