Татьяна АЛЬФОНСКАЯ

Она – выпускница самого первого актерского курса в Ульяновске, который считался филиалом Ярославского театрального института. Прекрасно помню, как Оля сдавала вступительные экзамены. Сияющие, широко распахнутые глаза и подкупающее бесстрашие. С той поры прошло 17 лет. Ольга Копейкина – единственная среди однокурсников, которая все эти года служит в Ульяновском театре драмы, без перерывов, без уходов в другую профессию или на другие сцены. Как жилось? Чему научил театр? Об этом – монолог актрисы.

Все началось с лягушки

Стать актрисой – была идея-фикс. С самого детства. Первую роль сыграла в детском саду – лягушку. Очень обиделась, потому что хотела сыграть зайчика или белочку. Серьезно задумалась о профессии годам к пятнадцати. Увидела фильм «Урга. Территория любви» Михалкова. Он так впечатлил, что я подумала: вот здорово хотя бы соприкоснуться с актерским делом, хоть бы одну реплику сыграть!

Когда поступала в институт, влюбилась по уши. Экзамены и любовь – все взахлест, и все надо было успеть. Я была безнадежно нищей. Мама работала уборщицей, а в то время лежала в больнице. Я «разоряла» всех подруг – прибегала к ним после каждого тура за новым нарядом. Страшно не было. Я была безумно бесшабашным, наивным ребенком. Даже не понимала – трудно мне или не трудно: море по колено, горы по плечу.

Поклонница Мерилин Монро

В институте Юрий Семенович Копылов давал попробовать роль Вассы Железновой, Василисы из горьковской пьесы «На дне». В общем, женщин с характерами. А мне хотелось сыграть что-нибудь воздушное, романтическое, Золушку какую-нибудь. «Да тебе надо мачеху Золушки играть!» – говорили мне.

А еще в далеком студенчестве я была поклонницей Мерилин Монро. Причем до такой степени, что некоторое время пыталась ей подражать. И ставила себе цель – ни много ни мало! – поехать (даже не в Москву) в Голливуд и стать звездой мирового масштаба. В общем, из серии: полюбить – так королеву, воровать – так миллион. Сейчас вспоминаю и думаю: надо же, какое было самомнение!

Безролье

В институте мы работали по очень напряженному графику. И вдруг: защитили диплом – и дикая пустота. Ты куда-то бежал, стремился, рвал, метал – а тут в свободном полете. В театре – конец сезона, репетировали «Гамлета». И я приходила каждый день с утра, просто сидела в зале и смотрела. И вдруг поняла: я в театре ничего не смыслю, ну полный пень! Сижу на репетиции – абсолютно тупая и пытаюсь что-то понять. Через месяц «высидела», меня взяли на крохотную роль фрейлины.

Потом началась работа, но не такая плотная, как в институте. И я не знала, что мне делать в этих больших паузах, в этом затишье. Мне не хватало работы – три небольшие роли за первый сезон. Прошла все этапы – от массовки и «кушать подано» до маленьких эпизодов. К большим ролям шла очень долго. Это обидно. Но не обивала порог кабинета режиссера и не просила роль. Не унижалась. Были внутренние метания, даже готова была бросить все, раз я никому не нужна, не интересна. Но все пережила, перетерпела. И пришла к выводу: да, в жизни бывают всякие ситуации. Но есть творчество. И либо оно тебе нужно, либо нет. Говорила себе: да, я играю эпизоды, да, я не суперактриса, но мне это надо! Не могу себя представить в другой профессии. Я на своем месте. Пусть и скромное. Но это – мое. Я честно зарабатываю себе на хлеб своим ремеслом. Были такие периоды в жизни, когда я свихнулась бы, если бы не театр. И говорила себе: как хорошо, что он у меня есть! Театр лечит.

«Ну и стерва!»

Любимые работы? Гулящая Маринка из «Обрыва». Может, она и неброская, но моя героиня проходила через весь четырехчасовой спектакль. Думала, почему наш главный режиссер дал мне эту роль? То я стриптизершу играю, то проститутку, то гулящую… Было интересно, как Юрий Семенович со мной терпеливо работал, как выстраивал образ больной на сексуальной почве женщины, до которой только дотронешься – и она уже вся готова…

Люблю свою Веру Дмитриевну из комедии «Шутки в глухомани». Такая заслуженная учительница Удмуртии из села, в очечках – наконец-то до серьезных людей дело дошло. Понимаю, что это спектакль для непритязательного зрителя. Но мне нравится в нем играть. Сижу перед выходом за кулисами, смотрю на партнеров и каждый раз плачу и смеюсь.

И, конечно, я обожаю свою Наташу из чеховских «Трех сестер». Мой низкий поклон режиссеру Аркадию Фридриховичу Кацу, народным артистам России Кларине Ивановне Шадько и Алексею Даниловичу Дурову. Я поняла, что, если режиссер с тобой работает, обращает на тебя внимание, пусть даже мучает – для актера это большое счастье. А когда тебе еще помогают мастера, объясняют, подталкивают… Роль Наташи я сыграла благодаря этим людям. Это принципиально новая для меня работа, где, как мне кажется, я смогла раскрыться.

Сложно было найти Наташин стержень. Преодолела – с нервами, со слезами. Партнеры говорили: рады за тебя. Правда, немного удивлялись: «Ты какая-то другая. В жизни вроде простая, а твоя Наташа та еще стервоза!». Огромная удача и огромное счастье, что я попала в «Три сестры». Я в театр не ходила, а летала. Пребывала в эйфории.

Клякса

Спектакль «Девушки Биттлз» вызвал противоречивые мнения. Он нестандартный для нашего репертуара, клякса такая. Приезжий режиссер – с зигзагом в мозгах. Он этот бред хорошо понимал, а я, как воспитанница нашего театра, не «догоняла». Ненормальные героини. Бредовый текст – как это учить и говорить? Ненормированный график репетиций. Но мне нравилась атмосфера в этом спектакле. Актеры все переживали друг за друга. И самое забавное, что когда спектакль сняли с репертуара, то сначала вздохнула с облегчением, а потом мне стало его не хватать. Иногда говорю девчонкам: а я бы сейчас сыгранула!..

Закулисные страсти

Не сказала бы, что в нашем театре они бушуют. Есть, конечно, такая вещь, как симпатии режиссеров, и не всем актерам это нравится. Но это все естественно. Многое зависит от собственного отношения к тому, что с тобой происходит. Конечно, если ты будешь развивать какие-то ситуации до вселенской трагедии, тогда лучше уходить из театра.

Никогда не принимала участия в каких-то интригах и конфликтах. На ковре у главного режиссера была раза три, когда он сам вызывал. Не качала права, мол, вы не видите, какая я актриса! И вообще о ролях мечтать-загадывать в театре лучше не надо. Хотя у нас есть право творческой заявки, но ей не пользуюсь, потому что режиссер все равно выберет нужного ему актера. Вот дали мне работу – и я в нее вгрызаюсь, впрягаюсь с первого дня.

Возраст актрисы

У актрисы век длинный. Мне за 30, а я играю двадцатилетних. Важно оставаться молодой внутренне… Смотрю в зеркало: да, когда смеюсь, уже появляются первые морщинки.

Зато в сказке «Теремок» весь спектакль мы танцуем. Пришла одноклассница, посмотрела и удивилась: «Скачешь и скачешь по сцене. Нам уж не по возрасту!». Да мне все по возрасту!